Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Кондак «Со святыми упокой» как феномен русской музыкальной культуры XIX–XXI веков: опыт исследования

Полный текст:

Аннотация

Данная статья открывает серию публикаций, посвящённых заупокойному кондаку «Со святыми упокой», который смог преодолеть рамки православного богослужения и интегрироваться в сферу композиторского творчества в качестве русского музыкального символа Смерти. Автор рассматривает его как чрезвычайно важное явление национальной культуры. Впервые в отечественном музыкознании в рамках настоящей статьи систематизируется и анализируется почти двухсотлетняя традиция музыкальных отсылок к мелодии «Со святыми упокой» киевского роспева, представленная в светских сочинениях композиторов русской школы. Каждая из таких цитат или аллюзий получает оригинальное музыкальное воплощение, приобретая различные смысловые оттенки. Некоторые семантические аспекты, выявленные в авторских интерпретациях, присутствовали в заупокойном кондаке изначально. Другие – напротив, являются следствием чужеродного культурного влияния. В исследовании обозначены причины, которые способствовали актуализации интереса композиторов к напеву «Со святыми упокой». Среди них: уход из жизни близкого человека, военные события и иные общественные потрясения, предчувствие конца жизненного пути и его осмысление в поздний период творчества.

Об авторе

А. В. Потапцев
Детская музыкальная школа
Россия

преподаватель музыкально- теоретических дисциплин

Cвирск, 665420



Список литературы

1. Абдоков Ю.Б. Николай Мясковский «Да не смущается сердце твое…»: Жизнь как высвобождающееся призвание // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 79–114.

2. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.

3. Асафьев Б.В. Братское поминовение Кастальского // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. V. Александр Кастальский статьи, материалы, воспоминания, переписка. М.: Знак, 2006. С. 283–289.

4. Асафьев Б.В. Слух Глинки // Избранные труды. Т. 1. Избранные работы о М.И. Глинке. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952. С. 289–328.

5. Балакирев М.А. Полное собрание духовных сочинений. М.: Музыка, 2015. 416 c.

6. Денисов А.В. Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 8–21.

7. История русской музыки в 10-ти томах. М.: Музыка, 1994. Т. 7: 70–80-е годы XIX века. Ч. 1. 479 с.

8. Корабельникова Л.З. Творчество С.И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. М: Музыка, 1986. 296 с.

9. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания: художественные идеи европейской музыки XVII–XX вв.: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. СПб.: Лань: Планета музыки, 2010. 427 с.

10. Левашев Е.М., Тетерина Н.И. М.П. Мусоргский. «Иванова ночь на Лысой горе»: тексты и контексты. Статья первая // Художественная культура. 2021. № 2. С. 166–197.

11. Лобзакова Е.Э. Древнерусский распев и современное композиторское творчество: типология сопряжений // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2020. № 1. С. 7-14. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.1.007-014.

12. Лобзакова Е.Э. Трансмиссия древнерусского распева в отечественной музыкальной культуре: методология исследования проблемы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4. С 65–70. DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14009

13. Лобзакова Е.Э. Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX – начала ХХ века: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2007. 27 c.

14. Лобзакова Е.Э. Древнерусская культовая монодия в пространстве отечественной музыкальной культуры: о двух подходах к изучению // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 3 (32). С. 26–31.

15. Лобзакова Е.Э. Знаменная монодия в условиях современной камерно-инструментальной композиции: опыты А. Шнитке // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 4. С. 89–97. DOI:10.17674/27823601.2022.4.089-097

16. / Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учебное пособие. Латвия: Музей Органической Культуры, 2014. 274 с.

17. Мугалимова А.В. Причет как основа драматургии Концерта-симфонии для трехструнной домры с оркестром М. Д. Смирнова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 4 (32). С. 120–130.

18. Потапцев А.В. «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского: мистерия смерти и воскресения (Часть 2). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 3. С. 12–30.

19. Рыцарева М.Г. Тайна Патетической Чайковского (о скрытой программе Шестой симфонии). СПб.: Композитор, 2017. 176 с.

20. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Часть II. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика // Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М.: Искусство, 1935. С. 19–234.

21. Требник в четыре частях. Часть вторая. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2020. 559 с.

22. Царёва Е.М. (ред.), Охалова И.В., Аверьянова О.И. Русская музыкальная литература. Выпуск 2. Учебное пособие. М.: Музыка, 2014. 593 с.


Рецензия

Для цитирования:


Потапцев А.В. Кондак «Со святыми упокой» как феномен русской музыкальной культуры XIX–XXI веков: опыт исследования. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):14-33.

For citation:


Potaptsev A.V. Kontakion “With the Saints give rest” as a phenomenon of Russian musical culture of the 19th–21st centuries: research experience. ARTE. 2023;(3):14-33. (In Russ.)

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)