Некоторые размышления о современном историческом музыкознании
Аннотация
В статье привлекается внимание к особенностям развития исторического музыкознания на современном этапе. Автор подчёркивает, что за последние три десятилетия произошли значительные изменения, которые были обусловлены глобальными социальнополитическими переменами рубежа 80–90-х годов ХХ столетия. В первую очередь, отмечается, что контекст, в рамках которого воссоздавался музыкальноисторический процесс, в советский период подвергался идеологической коррекции. Поэтому на современном этапе произошла деконструкция сложившейся музыковедческой картины мира. Тем не менее, фундамент исторического музыкознания был заложен именно советскими исследователями, и их ученики продолжают развивать эти традиции. Автор указывает на расширение историкогеографических горизонтов музыковедческих исследований, изменение их тематической карты, ракурсов и общей проблематики, существенное обогащение в сфере методологии научных работ.
Об авторе
Л. В. ГавриловаРоссия
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой истории музыки
660049, Красноярск
Список литературы
1. Акопян Л.О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.
2. Арташкина T.A., Царёва Н.A. Герменевтика как методология эпохи постмодерна и постпостмодерна // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2018. № 3. С. 128–136. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.3.128-136
3. Бакуто С.В. Арканджело Корелли – Anfione нашего времени: монография. Красноярск: КГИИ, 2016. 292 с.
4. / Блинова С.В. Формирование и функционирование тематизма в венской классической школе XVIII века. Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2000. URL: https://cheloveknauka.com/formirovanie-ifunktsionirovanietematizma-v-venskoysimfonicheskoyshkolexviii-veka (дата обращения 10.03. 2023)
5. Власова Е.С. 1948 год в советской музыке. М.: Классика-XXI, 2010. 455 с.
6. Друскин М.С. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков. 2007, СПб.: Композитор, 752 с.
7. Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1981. 1056 с.
8. Науменко Т.И. Современное музыковедение и «стиль времени». URL: https://100-bal.ru/kultura/10450/index (дата обращения: 15.03.2023)
9. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. 1. До середины XVIII века. М.: Музыка. 1973. 536 с.
10. Сапонов М.А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М.: Классика-XXI, 2004. 400 с.
11. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 106–114.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова Л.В. Некоторые размышления о современном историческом музыкознании. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):5-13.
For citation:
Gavrilova L.V. Some reflections about the modern historical musicology. ARTE. 2023;(3):5-13. (In Russ.)