Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Феномен контркультуры в современном иранском искусстве (на примере кинофильмов Асгара Фархади)

Аннотация

В данной статье представлено исследование феномена контркультуры в искусстве традиционного государства Иран. Доминирующая культура исламской республики имеет в своей основе религиозные законы, соблюдение которых является требованием во всех сферах жизни общества. Искусство в Иране вынуждено считаться не только с религиозными нормами страны, но и с цензурой со стороны светских властей, поскольку именно оно является наиболее мощным транслятором мыслей и идей, в том числе и контркультурных. Посредством философско-искусствоведческого и семиотического анализа в работе рассмотрены два фильма иранского режиссёра Асгара Фархади «Прекрасный город» (2004) и «Развод Надера и Симин» (2011), выступающие яркими репрезентантами контркультурных идей в иранском кинематографе. Изучение художественных приёмов и тем, которые режиссёр представил в своих фильмах, выявило открытую демонстрацию протеста и нежелания следовать государственным и духовным запретам и нормам. Показано, что в своих киноработах Асгар Фархади отразил ряд злободневных социальных проблем современного общества, которые замалчиваются доминирующей культурой Ирана.

Об авторах

А. П. Мовнар
Сибирский федеральный университет
Россия

Мовнар Андрей Петрович, выпускник кафедры культурологии и искусствоведения 

660041, Красноярск



Е. А. Сертакова
Сибирский федеральный университет
Россия

Сертакова Екатерина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения

660041, Красноярск



Список литературы

1. Галушко В.Г., Кудряшов С.В., Конанчук С.В. Основные идентификационные признаки в культуре и контркультуре // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2–2. С. 277–283.

2. Манучихри А. Политическая система Ирана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 240 с.

3. Спирина И.А. Независимое американское кино как феномен контркультуры // Этюды культуры-2017: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Томск, 20 апреля 2017 г. / под ред. Э.И. Черняка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. С. 219–229.

4. Успехи Исламской революции в Иране за 20 лет: аналитический взгляд на достижения Исламской Республики Иран в политической, культурной и социальноэкономической сферах // Пресс-отдел Посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации. Москва: Палея-Мишин, 2000. 93 с.

5. Фархуджаста Х. Семья в Иране. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. 192 с.

6. Хабиб Аллах Айат Аллахи. История иранского искусства. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 352 с.

7. Чулковская Е. Артхаус на экспорт: почему Иран возлагает большие надежды на национальное кино // Forbes. 10 сентября 2016. URL: http://www.forbes.ru/mneniya/mir/326967-artkhaus-na-eksport-pochemu-iranvozlagaet-bolshie-nadezhdy-na-natsionalnoe-kino (дата обращения: 03.05.2023).

8. Douglas J.R. Players on the stage: Asghar Farhadi’s ‘The salesman’ // Metro Magazine. 2017. № 192. URL: https://metromagazine.com.au/players-on-the-stage/ (дата обращения: 25.05.2023).

9. Hassannia T. Asghar Farhadi: Life and Cinema. Philadelphia: The Critical Press, 2014. 113 p.

10. Khalaji M., Robertson B., Aghdami M. Cultural censorship in Iran: a state of emergency. London, 2011. 90 p.

11. Smith C. Iranian Cinema: A New Wave Cinema of Resistance. MEST 495. April 20th, 2016. 34 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мовнар А.П., Сертакова Е.А. Феномен контркультуры в современном иранском искусстве (на примере кинофильмов Асгара Фархади). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):111-118.

For citation:


Movnar A.P., Sertakova E.A. THE COUNTERCULTURE PHENOMENON IN THE MODERN IRANIAN ART (USING ASGAR FARHADI’S MOTION PICTURES). ARTE. 2023;(2):111-118. (In Russ.)

Просмотров: 372


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)