Феномен контркультуры в современном иранском искусстве (на примере кинофильмов Асгара Фархади)
Аннотация
В данной статье представлено исследование феномена контркультуры в искусстве традиционного государства Иран. Доминирующая культура исламской республики имеет в своей основе религиозные законы, соблюдение которых является требованием во всех сферах жизни общества. Искусство в Иране вынуждено считаться не только с религиозными нормами страны, но и с цензурой со стороны светских властей, поскольку именно оно является наиболее мощным транслятором мыслей и идей, в том числе и контркультурных. Посредством философско-искусствоведческого и семиотического анализа в работе рассмотрены два фильма иранского режиссёра Асгара Фархади «Прекрасный город» (2004) и «Развод Надера и Симин» (2011), выступающие яркими репрезентантами контркультурных идей в иранском кинематографе. Изучение художественных приёмов и тем, которые режиссёр представил в своих фильмах, выявило открытую демонстрацию протеста и нежелания следовать государственным и духовным запретам и нормам. Показано, что в своих киноработах Асгар Фархади отразил ряд злободневных социальных проблем современного общества, которые замалчиваются доминирующей культурой Ирана.
Ключевые слова
Об авторах
А. П. МовнарРоссия
Мовнар Андрей Петрович, выпускник кафедры культурологии и искусствоведения
660041, Красноярск
Е. А. Сертакова
Россия
Сертакова Екатерина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения
660041, Красноярск
Список литературы
1. Галушко В.Г., Кудряшов С.В., Конанчук С.В. Основные идентификационные признаки в культуре и контркультуре // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2–2. С. 277–283.
2. Манучихри А. Политическая система Ирана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 240 с.
3. Спирина И.А. Независимое американское кино как феномен контркультуры // Этюды культуры-2017: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Томск, 20 апреля 2017 г. / под ред. Э.И. Черняка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. С. 219–229.
4. Успехи Исламской революции в Иране за 20 лет: аналитический взгляд на достижения Исламской Республики Иран в политической, культурной и социальноэкономической сферах // Пресс-отдел Посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации. Москва: Палея-Мишин, 2000. 93 с.
5. Фархуджаста Х. Семья в Иране. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. 192 с.
6. Хабиб Аллах Айат Аллахи. История иранского искусства. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 352 с.
7. Чулковская Е. Артхаус на экспорт: почему Иран возлагает большие надежды на национальное кино // Forbes. 10 сентября 2016. URL: http://www.forbes.ru/mneniya/mir/326967-artkhaus-na-eksport-pochemu-iranvozlagaet-bolshie-nadezhdy-na-natsionalnoe-kino (дата обращения: 03.05.2023).
8. Douglas J.R. Players on the stage: Asghar Farhadi’s ‘The salesman’ // Metro Magazine. 2017. № 192. URL: https://metromagazine.com.au/players-on-the-stage/ (дата обращения: 25.05.2023).
9. Hassannia T. Asghar Farhadi: Life and Cinema. Philadelphia: The Critical Press, 2014. 113 p.
10. Khalaji M., Robertson B., Aghdami M. Cultural censorship in Iran: a state of emergency. London, 2011. 90 p.
11. Smith C. Iranian Cinema: A New Wave Cinema of Resistance. MEST 495. April 20th, 2016. 34 p.
Рецензия
Для цитирования:
Мовнар А.П., Сертакова Е.А. Феномен контркультуры в современном иранском искусстве (на примере кинофильмов Асгара Фархади). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):111-118.
For citation:
Movnar A.P., Sertakova E.A. THE COUNTERCULTURE PHENOMENON IN THE MODERN IRANIAN ART (USING ASGAR FARHADI’S MOTION PICTURES). ARTE. 2023;(2):111-118. (In Russ.)