Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Чжао Сяошэн и его педагогическая система

Аннотация

Статья посвящена музыкальнопедагогической системе известного в Китае пианиста, композитора и педагога Чжао Сяошэна. Он получил образование в «колыбели китайских пианистов» – Шанхайской консерватории у представителя первого поколения китайских преподавателей Дин Шандэ. Его учитель, в свою очередь, обучался исполнительскому мастерству у русского музыканта Бориса Захарова, заведующего фортепианной кафедрой в консерватории. Чжао Сяошэн является создателем системы композиции и автором собственной фортепианной методики. И если положения первой рассмотрены в отечественной музыковедческой науке, то содержание и опыт осмысления его педагогической системы ещё не получили должного освещения. Цель данной работы связана с выявлением основных педагогических принципов Чжао Сяошэна в области фортепианной методики. На основе перевода и изучения его книги «Путь игры на фортепиано» авторы данной статьи раскрывают смысл шести основных положений. Обнаруживается связь между некоторыми аспектами даосской философии, дыхательной практики Цигун и содержанием методических установок Чжао Сяошэна. 

Об авторах

С. В. Бакуто
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Бакуто Светлана Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки

660049, Красноярск



Хуан Сяоюй
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Хуан Сяоюй, ассистент-стажёр 2-го года обучения, кафедра специального фортепиано

660049, Красноярск



Список литературы

1. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дис. канд…искусствоведения. Спб., 1994. 22 с.

2. Вэй Пэйяо. Творческий метод Чжао Сяошэна в фортепианной педагогике // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 76–80.

3. Лю Яньчэнь. Особенности начальной фортепианной педагогики в современном Китае // Искусство, дизайн и современное образование: материалы Международной научно-практической конференции, 23–24 марта 2016. Сер. «Научные труды РГСАИ» Российская государственная академия искусств; Институт изобразительных искусств Чжэнчжоского университета; Международный научнокультурный центр академических контактов. С. 165–177.

4. Се Хун. Проблемы фортепианной педагогики Китая // Известия российского государственного университета имени А.И. Герцена. 2016. № 179. С. 109–113.

5. Син Хаосэнь. Чжао Сяошэн крупнейший представитель фортепианной педагогики Китая // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: V Международная научно-практическая конференция. Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2020. С. 412–414.

6. Сюй Иньчэнь. Роль церковной школы в формировании системы музыкального образования в Китае // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 2. С. 83–87.

7. Фань Юй. Философия тайцзи в творчестве китайского композитора Чжао Сяошэна // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2 (18). С. 39–42.

8. Чжуан Цзюньцзе, Мичков П.А. Роль классической философии Китая в создании китайской фортепианной музыки 1980-х годов // Манускрипт: сайт Издательство Грамота, 2021. Том 14. Выпуск 9. С. 1956–1960.

9. 卞萌. 中国钢琴文化之形成与发展. 华乐出版社出版, 1996. 181页. Бянь Мэн. Формирование и развитие китайской фортепианной культуры. Издательство Хуаюе, 1996. 181 c.

10. 黄峤. 浅析赵晓生钢琴作品《太极》及其演奏问题:硕士学位论文, 西安音乐学院. 37页. Хуан Цяо. Анализ фортепианного произведения Чжао Сяошэна «Тайцзи» и проблема его исполнения: дис. … магистра, Сианьская консерватория, 2016. 37 с.

11. 梅雪林. 组织和智慧: 音乐创造的核心. 著名作曲家赵晓生访谈录.《乐府新声》. 沈阳音乐学院学报.2003年第4期. URL: http://www.ewen.co/sjcb/bkview.aspx?bkid=95630&cid=257013 (上诉日期: 02.06.2023). Мэй Сюэлин. Организация и мудрость: основа создания музыки. Интервью со знаменитым композитором Чжао Сяошэном // Журнал Шэньянской консерватории. Юэфу Синьшэн. 2003. № 4.

12. 王笑祎. 建国六十年中国钢琴教育发展探究:硕士学位论文 / 王笑祎; 东北师范大学. – [没有出版地], 2009. 33页. Ван Сяои. Исследование развития китайского фортепианного образования за 60 лет со дня основания Китайской Народной Республики: дис. … магистра. Северо-Восточный педагогический университет, 2009. 33 с.

13. 赵晓生. 太极作曲系统. 上海: 上海音乐出版社. 2006. 323页. Чжао Сяошэн. Композиционная система Тайцзи. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. 323 c.

14. 赵晓生. 钢琴演奏之道 / 赵晓生. -上海:上海音乐出版社,1991 (初版). 427页. Чжао Сяошэн. Путь игры на фортепиано. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 1991. 427 c.

15. 赵晓生. 钢琴演奏之道. 上海:上海音乐出版社,2007. 427页. Чжао Сяошэн. Путь игры на фортепиано. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. 427 c.

16. 赵晓生 Чжао Сяошэн. URL: https://baike.sogou.com/m/fullLemma?lid=7811872 (дата обращения: 02.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Бакуто С.В., Сяоюй Х. Чжао Сяошэн и его педагогическая система. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):90-97.

For citation:


Bakuto S.V., Xiaoyu H. ZHAO XIAOSHENG AND HIS PEDAGOGICAL SYSTEM. ARTE. 2023;(2):90-97. (In Russ.)

Просмотров: 323


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)