Чжао Сяошэн и его педагогическая система
Аннотация
Статья посвящена музыкальнопедагогической системе известного в Китае пианиста, композитора и педагога Чжао Сяошэна. Он получил образование в «колыбели китайских пианистов» – Шанхайской консерватории у представителя первого поколения китайских преподавателей Дин Шандэ. Его учитель, в свою очередь, обучался исполнительскому мастерству у русского музыканта Бориса Захарова, заведующего фортепианной кафедрой в консерватории. Чжао Сяошэн является создателем системы композиции и автором собственной фортепианной методики. И если положения первой рассмотрены в отечественной музыковедческой науке, то содержание и опыт осмысления его педагогической системы ещё не получили должного освещения. Цель данной работы связана с выявлением основных педагогических принципов Чжао Сяошэна в области фортепианной методики. На основе перевода и изучения его книги «Путь игры на фортепиано» авторы данной статьи раскрывают смысл шести основных положений. Обнаруживается связь между некоторыми аспектами даосской философии, дыхательной практики Цигун и содержанием методических установок Чжао Сяошэна.
Об авторах
С. В. БакутоРоссия
Бакуто Светлана Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки
660049, Красноярск
Хуан Сяоюй
Россия
Хуан Сяоюй, ассистент-стажёр 2-го года обучения, кафедра специального фортепиано
660049, Красноярск
Список литературы
1. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дис. канд…искусствоведения. Спб., 1994. 22 с.
2. Вэй Пэйяо. Творческий метод Чжао Сяошэна в фортепианной педагогике // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 76–80.
3. Лю Яньчэнь. Особенности начальной фортепианной педагогики в современном Китае // Искусство, дизайн и современное образование: материалы Международной научно-практической конференции, 23–24 марта 2016. Сер. «Научные труды РГСАИ» Российская государственная академия искусств; Институт изобразительных искусств Чжэнчжоского университета; Международный научнокультурный центр академических контактов. С. 165–177.
4. Се Хун. Проблемы фортепианной педагогики Китая // Известия российского государственного университета имени А.И. Герцена. 2016. № 179. С. 109–113.
5. Син Хаосэнь. Чжао Сяошэн крупнейший представитель фортепианной педагогики Китая // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: V Международная научно-практическая конференция. Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2020. С. 412–414.
6. Сюй Иньчэнь. Роль церковной школы в формировании системы музыкального образования в Китае // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 2. С. 83–87.
7. Фань Юй. Философия тайцзи в творчестве китайского композитора Чжао Сяошэна // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 2 (18). С. 39–42.
8. Чжуан Цзюньцзе, Мичков П.А. Роль классической философии Китая в создании китайской фортепианной музыки 1980-х годов // Манускрипт: сайт Издательство Грамота, 2021. Том 14. Выпуск 9. С. 1956–1960.
9. 卞萌. 中国钢琴文化之形成与发展. 华乐出版社出版, 1996. 181页. Бянь Мэн. Формирование и развитие китайской фортепианной культуры. Издательство Хуаюе, 1996. 181 c.
10. 黄峤. 浅析赵晓生钢琴作品《太极》及其演奏问题:硕士学位论文, 西安音乐学院. 37页. Хуан Цяо. Анализ фортепианного произведения Чжао Сяошэна «Тайцзи» и проблема его исполнения: дис. … магистра, Сианьская консерватория, 2016. 37 с.
11. 梅雪林. 组织和智慧: 音乐创造的核心. 著名作曲家赵晓生访谈录.《乐府新声》. 沈阳音乐学院学报.2003年第4期. URL: http://www.ewen.co/sjcb/bkview.aspx?bkid=95630&cid=257013 (上诉日期: 02.06.2023). Мэй Сюэлин. Организация и мудрость: основа создания музыки. Интервью со знаменитым композитором Чжао Сяошэном // Журнал Шэньянской консерватории. Юэфу Синьшэн. 2003. № 4.
12. 王笑祎. 建国六十年中国钢琴教育发展探究:硕士学位论文 / 王笑祎; 东北师范大学. – [没有出版地], 2009. 33页. Ван Сяои. Исследование развития китайского фортепианного образования за 60 лет со дня основания Китайской Народной Республики: дис. … магистра. Северо-Восточный педагогический университет, 2009. 33 с.
13. 赵晓生. 太极作曲系统. 上海: 上海音乐出版社. 2006. 323页. Чжао Сяошэн. Композиционная система Тайцзи. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. 323 c.
14. 赵晓生. 钢琴演奏之道 / 赵晓生. -上海:上海音乐出版社,1991 (初版). 427页. Чжао Сяошэн. Путь игры на фортепиано. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 1991. 427 c.
15. 赵晓生. 钢琴演奏之道. 上海:上海音乐出版社,2007. 427页. Чжао Сяошэн. Путь игры на фортепиано. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. 427 c.
16. 赵晓生 Чжао Сяошэн. URL: https://baike.sogou.com/m/fullLemma?lid=7811872 (дата обращения: 02.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Бакуто С.В., Сяоюй Х. Чжао Сяошэн и его педагогическая система. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):90-97.
For citation:
Bakuto S.V., Xiaoyu H. ZHAO XIAOSHENG AND HIS PEDAGOGICAL SYSTEM. ARTE. 2023;(2):90-97. (In Russ.)