Региональный социокультурный контекст как фактор становления профессионального музыкального творчества на Дальнем Востоке в послевоенное время
Аннотация
Данная статья посвящена изучению феномена музыкальной культуры дальневосточного региона, сложившейся в результате взаимодействия ряда социокультурных факторов локального и общероссийского характера. Целью работы является выявление значимых предпосылок становления творчества Дальневосточной композиторской организации в послевоенный период, с середины 1940‑х до конца 1950‑х годов. В результате исследования определена ведущая тенденция взаимосвязи музыкального исполнительства (работы дальневосточных симфонических, хоровых коллективов радиокомитета, музыкальных театров, художественной самодеятельности) с композиторским творчеством, представленным различными жанровыми сферами. В выводах отмечается, что ассимиляция уникальных традиций и образов коренных и переселенческих народов в произведениях местных авторов привела к формированию особого облика и стилевой специфике дальневосточной музыки, к композиторскому фольклоризму.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. ЛесковаРоссия
Лескова Татьяна Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкального воспитания и образования, 191186, Санкт-Петербург
Список литературы
1. / Вольхин П. Певец родного края (Поэзия Петра Комарова в музыке). Нота. 1979. Август. С. 1.
2. / Вольхин П. Песни над Амуром // Дальний Восток. 1975. № 9. С. 128–134.
3. / Встреча композиторов и поэтов // Тихоокеанская звезда. 1956. 7 марта. С. 4.
4. / Дмитрий Пекарский // Кино-театр.ру. URL: https:// www.kino-teatr.ru/teatr/activist/373202/forum/ (дата обращения: 19.09.2022).
5. / Золотарева Л. В. Хабаровское училище искусств в 1935–1963 годов: Дипл. работа. Владивосток, ДВПИИ, 1999. 97 с.
6. / Кейлина З. О творчестве хабаровских композиторов // Тихоокеанская звезда. 1957. 6 февраля. С. 3.
7. / Королёва В. А. Из истории организационных процессов в музыкальной культуре Дальнего Востока России 1945–1960‑х годов // Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства Дальнего Востока России: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2010. Ч. 1. С. 206–209.
8. / Лескова Т. В. Музыкально-творческая среда Дальнего Востока в период Великой отечественной войны // Художественные традиции Сибири: Материалы III Международной научной конференции. Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2020. С. 28–33.
9. / Лескова Т. В. Творчество композиторов Дальнего Востока России: учеб. пособие. 2‑е изд. Хабаровск: Хабар. гос. институт искусств и культуры, 2017. 360 с.
10. / Лескова Т. В. Теоретическое отделение Хабаровского краевого колледжа искусств за пятьдесят лет // Вехи времени: К 75‑летнему юбилею Хабаровского краевого колледжа искусств. Хабаровск: ХГИИК. 2011. С. 32–59.
11. / Лучшие песни – тебе [о творчестве Г. Угрюмова] // Тихоокеанская звезда. 1957. 3 ноября. С. 4.
12. / Мартюшева Н. В. Главное – воспитать человека (памяти З. П. Тютиной) // Россыпи идей и опыта: К 70‑летию Государственного Хабаровского краевого колледжа искусств. Хабаровск: ДВГГУ, 2006. С. 47–54.
13. / Марчишина Т. В. Из истории музыкального образования в Приморье (к сорокалетию музыкального училища г. Владивостока) // Музыкальная культура Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Тезисы докладов региональн. науч.-практ. конф. М.: Композитор, 1998. С. 17–19.
14. / Марчишина Т. В. Музыкальное образование на Дальнем Востоке в 50‑е годы ХХ века // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Вып. 8. Владивосток, 2002. С. 112–118.
15. / Матвейчук В. П., Федотов В. А. Концертная жизнь во Владивостоке в первое десятилетие после Великой Отечественной войны // Музыкальная культура Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Тезисы докладов региональн. науч.-практ. конф. М.: Композитор, 1998. С. 14–17.
16. / Менцер Н. Новые горизонты // Музыкальная жизнь. 1968. № 21. С. 8–9.
17. / Николаева Л. Не ручьём, а широкой рекой // Тихоокеанская звезда. 1959. 3 ноября. С. 2.
18. / Паисов Ю. Н. Современная русская хоровая музыка (1945–1980): Очерки истории и теории жанра. М.: Советский композитор, 1991. 276 с.
19. / Румянцев Владимир Александрович // Большая биографическая энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/108263/%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2 (дата обращения: 19.09.2022).
20. / Савелова Е. В. История образования в сфере культуры и искусства в Хабаровском крае (1938–1991 гг.) // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2021. № 4. С. 86–92.
21. / Садыкова В. Владивосток сегодня // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Советский композитор, 1982. С. 70–79.
22. / Семён Томбак // Кино-театр.ру. URL: https://www. kino-teatr.ru/kino/composer/sov/422945/works/ (дата обращения: 19.09.2022).
23. / Соломонова Н. А. Размышляя о юбилее… // Музыкальная культура Дальнего Востока: Материалы региональн. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2001. Вып. 2. С. 3–12.
24. / Хабаровские композиторы: библиогр. справ. / Хабар. краев. науч. б-ка. Хабаровск, 1967. 78 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лескова Т.В. Региональный социокультурный контекст как фактор становления профессионального музыкального творчества на Дальнем Востоке в послевоенное время. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(4):55-63.
For citation:
Leskova T.V. Regional socio-cultural context as a factor in the formation of professional musical creativity in the Far East in the post-war period. ARTE. 2022;(4):55-63. (In Russ.)