Функции эпиграфов в Концерте для баяна и симфонического оркестра О. Меремкулова
Аннотация
Исследование посвящено анализу эпиграфов к частям Концерта для баяна и симфонического оркестра О. Меремкулова. Автором обсуждается содержание эпиграфов, исходя из семантики использованных в них лексических единиц, предлагается их интерпретация на основе обращения к работам русских философов, древним верованиям европейских народов, христианской антропологии, традиционным мотивам европейского изобразительного искусства прошлых столетий. Отмечено, что использование универсальных символов обусловило внедрение в процесс интонационного развёртывания элементов притчевой поэтики, выводящих условный музыкальный сюжет за пределы каких‑либо хронологических и географических рамок. В статье также рассматривается вопрос о том, как поэтические строки, предваряющие части, соотносятся с музыкальным тематизмом и его развитием. Полученные наблюдения позволили осмыслить роль эпиграфов для творческого процесса композитора и для слушательского восприятия.
Об авторе
Н. М. НайкоРоссия
Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции, заведующая кафедрой теории музыки и композиции
Список литературы
1. / Аверинцев С. С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 6. С. 20.
2. / Бальбуров Э. А., Бологова М. А. Притча в литературно-критическом и философском сознании ХХ – начала ХХI веков // Критика и семиотика. Вып. 15, Новосибирск: НГУ, 2011. С. 43–59.
3. / Булгаков С. Моя родина //Автобиографические заметки. Париж, 1997. С. 7–24.
4. / Дуванова З. Литературное мастерство. Эпиграф. 2020. URL: https://proza.ru/2020/03/14/1521 (дата обращения: 14.10.2022).
5. / Журавский И. Тайна Царствия Божиего. Рига – Санкт-Петербург, 1995. 264 с.
6. / Найко Н. М. К истории создания симфонии Олега Меремкулова «По прочтении Виктора Астафьева» // Вестник музыкальной науки. Новосибирск, 2019. № 4. С. 45–54.
7. / Найко Н. М. Претворение принципа монотематизма в Концерте-симфонии для виолончели, фортепиано и оркестра О. Меремкулова // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2021. № 4. С. 36–48.
8. / Найко Н. М. Страницы жизни и творчества Олега Ованесовича Меремкулова //Воспоминания… К 40‑летию Красноярского государственного института искусств. Красноярск: КГИИ, 2018. С. 32–46.
9. / Найко Н. М. Элементы программности в инструментальных сочинениях позднего периода Олега Меремкулова (на примере Концерта-симфонии для виолончели, фортепиано и оркестра) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия Гуманитарные науки. Т. 15, № 1. 2022. С. 75–84.
10. / Петров В. Эпиграф как смысловая константа инструментального опуса // Израиль XXI: Музыкальный журнал. 2014. № 3 (45). URL: http://www.21israel-music.com/Epigraf.htm (дата обращения: 10.10.2022).
11. / Что такое связь времён. URL: https://otvet.mail.ru/question/82807001 (дата обращения: 14.10.2022).
12. / Эпиграф // Современный словарь иностранных слов. М.: Рус.яз. 1993. 740 с.
Рецензия
Для цитирования:
Найко Н.М. Функции эпиграфов в Концерте для баяна и симфонического оркестра О. Меремкулова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(4):28-35.
For citation:
Nayko N.M. Epigraphs’ functions as a part of concerto for bayan and orchestra by O. Meremkulov. ARTE. 2022;(4):28-35. (In Russ.)