Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Драматургические функции хора в опере Александра Чайковского «Ермак»

Полный текст:

Аннотация

Предпосылкой для написания статьи послужила премьера оперы «Ермак» Александра Чайковского, которая состоялась в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского в 2019 году. Цель исследования – анализ народно-массовых сцен и хоровых эпизодов оперы и выявление их роли в драматургии сочинения. В работе подробно рассматриваются хоровые сцены оперы с точки зрения содержания, образного строя и музыкального языка. Кроме того, в центре внимания автора находятся такие вопросы, как тематизм, принципы его развития, тематические связи, лад, гармония, структура, приёмы хорового письма. Результаты исследования показывают, что хор в опере московского мастера представлен разнообразно, ярко, многопланово, его участие всегда оправдано определённо выраженными требованиями сюжета, программы сценического действия. Привлечение внимания к заявленной теме, которая ещё не получила освещения в научной литературе, поможет познанию самобытных тенденций в развитии современного оперного искусства и заполнит одну из лакун в отечественном музыкознании о творчестве А. Чайковского.

Об авторе

Л. Л. Равикович
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Равикович Лидия Леонидовна, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования



Список литературы

1. / Бирюков С. Легко ли быть Чайковским. Александром // Музыкальная жизнь. 2019. № 11. С. 6–7.

2. / Зив Н. Александр Чайковский // Композиторы Москвы: сборник статей / Сост. И. Лихачёва. Москва, 1988. Вып. 3. С. 127–149.

3. / Кривицкая Е. Ермак вновь покорил Сибирь // Музыкальная жизнь. 2019. № 7. С. 41–42.

4. / Научить сочинять нельзя: интервью с композитором; беседу вела О. Кордюкова // Музыкальная жизнь. 2016. № 1. С. 2–5.

5. / Раскатов А. Александр Чайковский // Музыка в СССР. 1986. № 4. С. 26–27.

6. / Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики. Москва: Музгиз, 1952. 375 с.


Рецензия

Для цитирования:


Равикович Л.Л. Драматургические функции хора в опере Александра Чайковского «Ермак». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(4):16-27.

For citation:


Ravikovich L.L. Dramatic functions of the chorus in opera Alexander Tchaikovsky “Ermak”. ARTE. 2022;(4):16-27. (In Russ.)

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)