Грани творческого диалога в «Отчалившей Руси» Г.В. Свиридова: авторский смысл и исполнительский опыт
Аннотация
Статья посвящена поэме из двенадцати песен «Отчалившая Русь» Г.В. Свиридова. Рассматривается творческий замысел композитора и его интерпретационные версии в вокальной исполнительской практике. Освещается синтетическая природа жанра произведения, его трактовка посредством мировоззренческого понимания различными музыкантами, учёными. Выявляется, насколько авторский смысл и интерпретационные процессы могут взаимодействовать на уровне равноправного творческого диалога. Особенности формы и драматургии тесно связаны с жанровой спецификой вокального цикла. Мистериальная, мифологическая, эпическая, трагическая драматургическая линии подчёркивают главную идею цикла – преображение России. Всё это ещё раз подтверждает, что «Отчалившую Русь» можно трактовать как мистериальное действо. Вокальный цикл исполнялся В. Пьявко, Е. Образцовой, Д. Хворостовским. Именно исполнение творческим тандемом Д. Хворостовского и М. Аркадьева поставило проблему равноправного диалога как сотворчества. В процессе работы был выявлен мистериальный концепт, «пропетый» и преломлённый сквозь призму жанра поэмы. Помимо этого, в тексте статьи уделяется внимание техническим, тональным, тесситурным схемам исполнительских редакций «Отчалившей Руси».
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ПредолякРоссия
Предоляк Анна Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры кино, телевидения и звукорежиссуры
350072, Краснодар
Список литературы
1. Аркадьев М. К музыке Георгия Свиридова. Композитор и трансценденция // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 3–4. URL: https://mus.academy/articles/k-muzyke-georgiya-sviridova (дата обращения: 25.12.2021).
2. Белоненко А.С. «Не ты ли плачешь в небе, отчалившая Русь?». О поэме Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» // Свиридов Г. В. Отчалившая Русь. Поэма на слова Сергея Есенина для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано: ноты. СПб.: Лань: Планета музыки, 2022. С. 3–15.
3. Берлин Д. Радиопередача «Мастера» на радио «Голос России» от 5 августа 2009 г. URL: http://www.mastera.tv/masters/khvorostovsky/ (дата обращения: 25.12.2021).
4. Владислав Пьявко. URL: http://www.ogoniok.com/archive/2002/4731/05-56-61/ (дата обращения: 25.12.2021).
5. Михеева Л. Георгий Свиридов. Отчалившая Русь. История создания. URL: http://www.belcanto.ru/orsviridov-rus.html (дата обращения: 25.12.2021).
6. Ручьевская Е., Кузьмина Н. Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1990. С. 92–123.
7. Свиридов Г.В. Из записных книжек. URL: http://www.voskres.ru/idea/sviridov.htm (дата обращения: 25.12.2021).
8. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и коммент. А.С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с.
9. Свиридов Г.В. Отчалившая Русь. Поэма на слова Сергея Есенина для меццо-сопрано в сопровождении фортепиано: ноты. СПб.: Лань: Планета музыки, 2022. 76 с.
10. Хворостовский Дмитрий // Народная энциклопедия «Мой Красноярск». URL: http://region.krasu.ru/node/441 (дата обращения: 25.12.2021).
11. Чередниченко Т. Традиция без слов. Медленное в русской музыке // Новый мир. 2000. № 7. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/7/cher.html (дата обращения: 25.01.2022).
12. Яковенко С. Георгий Свиридов и его певцы: Дмитрий Хворостовский. Радиопередача «И довелось, и посчастливилось...». 14 марта 2010. URL: https://orpheusradio.ru/programs/yakovenko-music/2010-03-14/13972-georgiy-sviridov-i-ego-pevtsy-dmitriy-khvorostovskiy (дата обращения: 25.12.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Предоляк А.А. Грани творческого диалога в «Отчалившей Руси» Г.В. Свиридова: авторский смысл и исполнительский опыт. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(1):18-26.
For citation:
Predolyak A.A. Facets of creative dialogue in “The departed Russia” by G. Sviridov: the author's meaning and the performing experience. ARTE. 2022;(1):18-26. (In Russ.)