Хоральная прелюдия «в своей полноте»: о возможности совместного исполнения хоральной обработки и хорала в концертной практике
Аннотация
В настоящей работе рассматривается вопрос о возможности представления в концертной практике связи хорала (в котором духовный текст озвучивается хором или вокальным ансамблем) с хоральной обработкой (инструментальным произведением, соответствующим определённому духовному тексту и созданному на предустановленный напев). Это видится необходимым для наиболее глубокой духовной интерпретации последней как слушателем, так и исполнителем.
Актуальность исследования определяется тем, что и для современного слушателя, и для исполнителя подчас потеряна связь между хоральной обработкой, изначальным хоральным напевом и, что главное, текстом и смыслом хорала, на котором она основывается.
Продемонстрировать возможность и обусловленность связного исполнения органной хоральной прелюдии и соответствующего хорала хором можно на примере исполнительской практики известнейшего органиста и музыковеда Альберта Швейцера (1875–1965). Изучение программ выступлений Швейцера в период с 1928 по 1935 гг. наглядно показывает присутствие устойчивой практики звучания органной хоральной прелюдии в сочетании с соответствующим хоралом. Помимо анализа исторических документов приводятся некоторые аргументы о необходимости сохранения и развития подобной исполнительской практики в современности.
Об авторе
С. С. ГорбуновРоссия
Горбунов Святослав Сергеевич, кандидат философских наук, независимый исследователь
Москва
Список литературы
1. Горбунов С.С. Тексты избранных лютеранских песнопений. Изд. 2-е. перераб., испр. и доп. М., 2019. 66 с.
2. Друскин М.С. Альберт Швейцер и его книга о Бахе // Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика XXI, 2002. С. 639–656.
3. Швейцер А. Жизнь и мысли / пер. с нем. А. Л. Чернявского. М.: Центр Гуманитарных Инициатив, 2017. 672 с.
4. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2016. 816 с.
5. Evangelishes Kirchengesangbuch. Ausgabe fur evangelischeslutherischen Kirchen Niedersachsens. Hannover: Schlutersche Verlagsanstalt und Druckerei Hannover und Vandenhoeck & Ruprecht Gottingen, 1980. 928 p.
6. Schutzeichel H. Die Konzerttatigkeit Albert Schweitzers. Bern: Haupt, 1991. 214 p.
Рецензия
Для цитирования:
Горбунов С.С. Хоральная прелюдия «в своей полноте»: о возможности совместного исполнения хоральной обработки и хорала в концертной практике. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(4):12-20.
For citation:
Gorbunov S.S. Choral prelude in its fullness: on the quest of concert performance of choral and choral prelude. ARTE. 2021;(4):12-20. (In Russ.)