Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Фрагменты генезиса художественных средств синкретических форм музыкального исполнения

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросам исторического возникновения первых средств музыки: ритма, тона, напева и др. Подчеркиваются изначальные функции этих средств – организация процесса исполнения, музицирования. Появляясь в ситуации коллективного музицирования, эти средства служат согласованию, без которого невозможно никакое коллективное исполнение. Приобретая в дальнейшем многочисленные художественно-выразительные функции, эти средства сохраняют в основе свои пра-функции, некогда исторически породившие их – организации самого процесса музицирования. Метод исследования – генеалогический анализ. Первые средства музыки исторически возникают как, в первую очередь, исполнительские средства. В дальнейшем средства приобретают функции выражения и осознания, развиваясь уже на стадии синкретического звукотворчества в художественные средства в собственном смысле. Средства осознания превращают звукотворчество в многоступенный процесс развития.

Об авторе

М. И. Бенюмов
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Бенюмов Михаил Иосифович - кандидат искусствоведения, профессор

заслуженный деятель искусств РФ



Список литературы

1. Скребков С. Композитор и исполнитель. Скребков С.С. Избранные статьи. М.: Музыка, 1980. С. 9–16.

2. Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. С. 91–111.

3. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923. 326 с.

4. Иванов-Борецкий М. Первобытное музыкальное искусство. М.: Музсектор, 1925. 32 с.

5. Арзаманов Ф. Теория музыки и работа исполнителя. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. ХХХII. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. С. 63–89.

6. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 446 с.

7. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М.: Музыка, 1965. 488 с.

8. Штумпф К. Происхождение музыки. Л., 1927.

9. Столяр А. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания. Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. С. 31–76.

10. Рыжкин И. О некоторых существенных особенностях музыки. Эстетические очерки. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1963. С. 133–175.

11. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.

12. Виноградов В. Индийская рага. М.: Сов. композитор, 1976. 62 с.

13. Дева Б. Ч. Индийская музыка. М.: Музыка, 1980. 207 с.

14. Михайлов Дж. Предисловие редактора перевода. Дева Б. Чайтанья. Индийская музыка. М.: Музыка, 1980. С. 5–35.

15. Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. 685 с.

16. Бенюмов М. Музыкальное произведение и исполнение музыки. Музыкальное произведение в системе художественной коммуникации: межвузовский сборник / науч. ред. Ю.Н. Рагс; отв. ред. Л.П. Казанцева; отв. за вып. М.И. Бенюмов. Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета (КГУ), 1989. С.25-42.

17. Бенюмов М. Музыкальное исполнение: логика понятия и историческая эволюция. Культура. Искусство. Образование: межвузовский сборник научных и методических трудов. Вып. 9. / ред. Н. А. Еловская, О. Ю. Колпецкая. Красноярск: [Б.и.]., 2010. С. 25–44.

18. Бенюмов М. Художественные средства музыканта-исполнителя: парадокс понятия, исторический генезис, структура, функции: монография. Красноярск: КГИИ, 2018. 260 с.

19. Бенюмов М. Опыт семиотического анализа художественных средств музыки [Электронный ресурс]. Музыкальная наука на постсоветском пространстве: материалы II Международной интернет-конференции РАМ им. Гнесиных (15.01.2011-15.05.2011). URL: https://gnesinacademy.ru/wp-content/documents/nauka/muz_forum/Benumov.pdf. Дата обр.: 14.10.2019.


Рецензия

Для цитирования:


Бенюмов М.И. Фрагменты генезиса художественных средств синкретических форм музыкального исполнения. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2019;(1):5-16.

For citation:


Benyumov M. Genesis Fragments of the Musical Performance Syncretic Forms Artistic Means. ARTE. 2019;(1):5-16. (In Russ.)

Просмотров: 311


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)