Маркеры индийского танцевального искусства в Сонате № 3 для препарированного фортепиано Дж. Кейджа
Аннотация
Статья посвящена циклу «Сонаты и интерлюдии» для препарированного фортепиано американского композитора XX века Джона Кейджа. Этот фортепианный цикл по праву считается одним из наиболее известных сочинений лидера музыкального авангарда. Он встраивается в один ряд с такими произведениями, как “Ludus tonalis” П. Хиндемита, «20 взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, «Прелюдии и фуги» Д. Шостаковича. Несмотря на исполнительскую популярность, данное сочинение пока всесторонне не осмыслено в отечественном музыкознании. Написанный под впечатлением от работ Ананды Кумарасвами, цикл демонстрирует глубокое погружение композитора в индийскую культуру.
Избранный ракурс исследования определил актуальность темы статьи. Как показали аналитические наблюдения, Соната № 3, ставшая объектом изучения, представляет собой оригинальный пример, демонстрирующий интерес композитора к индийской танцевальной традиции, что нашло отражение в образной сфере, композиционных особенностях, звуковой палитре сочинения. Музыкальный материал произведения, его общий сонорный строй близок к древнему явлению индийской музыки – системе шрути, своеобразно воспроизведенной Дж. Кейджем благодаря препарированному роялю – самому знаменитому изобретению американского авангардиста.
Об авторе
В. В. ГойхманРоссия
Гойхман Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры общего фортепиано
660049, Красноярск
Список литературы
1. / Гойхман В.В., Колпецкая О.Ю. Звуковые откровения Дж. Кейджа (на примере пьесы для подготовленного фортепиано «Имени Холокоста») // Грани музыкальной науки: сборник научных статей. Красноярск, СГИИ, ЛИТЕРА-принт, 2020. С. 184–194.
2. / Дубинец Е.А. Творчество сквозь призму нотаций. О творчестве Джона Кейджа // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 191–200.
3. / Манулкина О.Б. Джон Кейдж: паломничество в страну Востока // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 146. С. 168–174.
4. / Переверзева М.В. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика. М.: Русаки, 2006. 336 с.
5. / Переверзева М.В. Сонаты и интерлюдии для препарированного рояля Джона Кейджа // Музыка и время. 2004. № 9. С. 30–45.
6. / Рещикова Ю. Женщина в скульптуре Индии. URL: http://mithuna.narod.ru (дата обращения: 01.09.2021).
7. / Рыжанкова О.В. Индийский танец в контексте культурной модернизации // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 2. С. 120–124.
8. / Ткачёва И.Ю. Расширение возможностей инструмента: препарированный рояль // Музыкальное искусство: сборник научных статей. Вып. 19. Донецк, 2018. С. 64–78.
9. / Krishna Sahai. The story of a dance: bharatanatyam. N.Delhi, Indialog Publications Pvt. Ltd., 2003. 237 p.
Рецензия
Для цитирования:
Гойхман В.В. Маркеры индийского танцевального искусства в Сонате № 3 для препарированного фортепиано Дж. Кейджа. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(3):21-28.
For citation:
Goikhman V.V. Figurative world of Sonata No. 3 for prepared piano J. Cage in the context of Indian art. ARTE. 2021;(3):21-28. (In Russ.)