Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Маркеры индийского танцевального искусства в Сонате № 3 для препарированного фортепиано Дж. Кейджа

Аннотация

Статья посвящена циклу «Сонаты и интерлюдии» для препарированного фортепиано американского композитора XX века Джона Кейджа. Этот фортепианный цикл по праву считается одним из наиболее известных сочинений лидера музыкального авангарда. Он встраивается в один ряд с такими произведениями, как “Ludus tonalis” П. Хиндемита, «20 взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, «Прелюдии и фуги» Д. Шостаковича. Несмотря на исполнительскую популярность, данное сочинение пока всесторонне не осмыслено в отечественном музыкознании. Написанный под впечатлением от работ Ананды Кумарасвами, цикл демонстрирует глубокое погружение композитора в индийскую культуру.
Избранный ракурс исследования определил актуальность темы статьи. Как показали аналитические наблюдения, Соната № 3, ставшая объектом изучения, представляет собой оригинальный пример, демонстрирующий интерес композитора к индийской танцевальной традиции, что нашло отражение в образной сфере, композиционных особенностях, звуковой палитре сочинения. Музыкальный материал произведения, его общий сонорный строй близок к древнему явлению индийской музыки – системе шрути, своеобразно воспроизведенной Дж. Кейджем благодаря препарированному роялю – самому знаменитому изобретению американского авангардиста.

Об авторе

В. В. Гойхман
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Гойхман Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры общего фортепиано

660049, Красноярск



Список литературы

1. / Гойхман В.В., Колпецкая О.Ю. Звуковые откровения Дж. Кейджа (на примере пьесы для подготовленного фортепиано «Имени Холокоста») // Грани музыкальной науки: сборник научных статей. Красноярск, СГИИ, ЛИТЕРА-принт, 2020. С. 184–194.

2. / Дубинец Е.А. Творчество сквозь призму нотаций. О творчестве Джона Кейджа // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 191–200.

3. / Манулкина О.Б. Джон Кейдж: паломничество в страну Востока // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 146. С. 168–174.

4. / Переверзева М.В. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика. М.: Русаки, 2006. 336 с.

5. / Переверзева М.В. Сонаты и интерлюдии для препарированного рояля Джона Кейджа // Музыка и время. 2004. № 9. С. 30–45.

6. / Рещикова Ю. Женщина в скульптуре Индии. URL: http://mithuna.narod.ru (дата обращения: 01.09.2021).

7. / Рыжанкова О.В. Индийский танец в контексте культурной модернизации // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 2. С. 120–124.

8. / Ткачёва И.Ю. Расширение возможностей инструмента: препарированный рояль // Музыкальное искусство: сборник научных статей. Вып. 19. Донецк, 2018. С. 64–78.

9. / Krishna Sahai. The story of a dance: bharatanatyam. N.Delhi, Indialog Publications Pvt. Ltd., 2003. 237 p.


Рецензия

Для цитирования:


Гойхман В.В. Маркеры индийского танцевального искусства в Сонате № 3 для препарированного фортепиано Дж. Кейджа. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(3):21-28.

For citation:


Goikhman V.V. Figurative world of Sonata No. 3 for prepared piano J. Cage in the context of Indian art. ARTE. 2021;(3):21-28. (In Russ.)

Просмотров: 364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)