Проблемы использования новых неклассических концепций в социально-гуманитарных науках и системе образования
Аннотация
В статье представлены ключевые этапы понимания мировым сообществом кризиса отношений человека с биосферой, которое произошло благодаря конференциям ООН по окружающей среде во второй половине ХХ в., основные положения концепции Универсальной (Большой) истории с гипотезой технико-гуманитарного баланса, универсального эволюционизма, концепции сложных систем, коэволюции, холизма, которые позволяют понять новые тенденции развития. Акцентируется внимание на оценке создания интернет-сообщества «социальные сети» как на прохождении точки сингулярности с возможным оптимистичным исходом. Анализируются отдельные публикации по синергетике образования, в том числе и школьного, которые позволили уточнить новые задачи по формированию молодого поколения, выявлены некоторые «следы памяти» в социальном бессознательном. Оценивается поиск новых подходов для оценки общественного развития в условиях, когда в обществознании новая социологическая парадигма с центральной ролью человека в научной картине мира еще не утвердилась. Предпринята попытка дать ответ на вопросы, возникшие при рассмотрении новых концепций в имеющихся условиях, и даются оценки ряда публикаций с синергетическими направлениями. Автор не претендует на полноту и всеохватность в изложении заявленной проблематики.
Об авторе
Е. А. РомановаРоссия
Романова Елена Аркадьевна кандидат исторических наук, доцент кафедры социальногуманитарных наук и истории искусств
Список литературы
1. Назаретян А.П. Универсальная (Большая) история – учебный курс и поле междисциплинарного сотрудничества // Вопросы философии. 2000. № 4. С.70-80. С.73–74.
2. Назаретян А.П. Универсальная (Большая) история: версии и подходы [Электронный ресурс] // Историческая психология и социология истории. 2008. № 2 (2). Режим доступа: http://temnyjles.ru/Nazaretian/univer.shtml (дата обращения: 30.11.2020).
3. Князева Е.Н., Алюшин А.Л. Big history: эволюционное мышление в глобальной перспективе. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/big-history-evolyutsionnoe-myshlenie-vglobalnoy-perspektive (дата обращения: 30.11.2020).
4. Куркина Е.С., Князева Е.Н. Сетевая революция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/networks/setevaya-revolyuciya/ (дата обращения: 30.11.2020).
5. Князева Е.Н. Синергетически конструируемый мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zahori.ucoz.ru/publ/1-1-0-3 (дата обращения: 30.11.2020).
6. Поплавская Т.Н. Современный холизм как практическая философия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-holizm-kak-prakticheskaya-filosofiya/viewer (дата обращения: 30.11.2020).
7. Кисель Н.К. Технонаука как феномен постиндустриального общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/196090/1/Кисель_ТЕХНОНАУКА%20КАК%20ФЕНОМЕН%20 ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО%20ОБЩЕСТВА.pdf (дата обращения: 30.11.2020).
8. Сикевич З.В., Крокинская О.К., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. С. 73–74.
9. Василькова В.Л. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Лань, 1999. 480 с.
10. Расулова С.С., Артемьев Т.М. Идеалы синергетической философии истории // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2017/02/21145 (дата обращения: 30.11.2020).
11. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/292/741/1231/010Sergej_GOMAYuNOV.pdf (дата обращения: 30.11.2020).
12. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 79–92.
13. Ионов И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С.131.
14. Мальцева Н.Н. Возможности и границы применения синергетики в философии истории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-granitsyprimeneniya-sinergetiki-v-filosofii-istorii/viewer (дата обращения: 30.11.2020).
15. Ильин А.А. Особенности коэволюции природы, общества и культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-koevolyutsii-prirody-obschestva-ikultury/viewer (дата обращения: 30.11.2020).
16. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С.26–31.
17. Грушко Г.И. Синергетика в системе образования: целостный подход. Воронеж: ВГПУ, 2017. 17 с.
18. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетика в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sinergetika-v-obrazovanii-1/viewer (дата обращения: 30.11.2020).
19. Анзина Т.И. Синергетика как основа рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» // Интерактивная наука. 2016. № 3. С. 50–53.
20. Левченко Е. Г. Синергетический подход в воспитании толерантной личности субъектов образовательной системы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Братск [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/12/sinergeticheskiy_podkhod_v_vospitanii_tolerantnoy_lichnosti.pdf (дата обращения: 30.11.2020).
21. Желтов М.П., Хомяков. А.М. Определение человека через взаимодействие с природой [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-cheloveka-cherezvzaimodeystvie-s-prirodoy/viewer (дата обращения: 30.11.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Романова Е.А. Проблемы использования новых неклассических концепций в социально-гуманитарных науках и системе образования. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(1):24-32.
For citation:
Romanova E.A. The Problems of New Nonclassic Concepts in Humanities and Social Sciences as well as in the Education System. ARTE. 2021;(1):24-32. (In Russ.)