Вокальный цикл Дэвида Лэнга «Смерть говорит»: на пересечении академического и массового
Аннотация
Статья посвящена проблеме взаимодействия академического и массового музыкального искусства в вокальном цикле «Смерть говорит» современного американского композитора Дэвида Лэнга (1957). В этом сочинении Д. Лэнг продолжает тенденцию взаимопроникновения двух сфер, воспринятую от старших современниковминималистов (С. Райха, Ф. Гласса). Диалог академического и массового стилевых пластов осуществляется на нескольких уровнях: на вербальном уровне – немецкая романтическая поэзия песен Ф. Шуберта (В. Гёте, Г. Гейне, В. Мюллер и др.) преподносится в авторском переводе на английский язык в упрощённом и редуцированном виде, направленном на широкую аудиторию; на уровне музыкального языка – обращение к репетитивным приёмам минимализма (комбинаторика, фазовый сдвиг, аугментация), «проросшим» как в академических сочинениях, так и в роккомпозициях; на уровне исполнительского состава – ансамбль кроссоверов разрушает границу между «мирами» (профессиональные музыканты, получившие известность как рокисполнители – Шара Уорден, Оуэн Паллетт, Нико Мьюли, Брайс Десснер), использует атрибутику рока (электрогитара, барабаны). Композитор раскрывает экзистенциальную тему смерти, привлекающую представителей разных культурных пластов. Выявлена общность подходов в организации музыкального материала индирока (построка по А.Ю. Слободчиковой) и постминимализма: диатоничность, репетитивные приёмы письма, полифонизация музыкальной ткани, погружение в одно эмоциональное состояние.
Об авторах
А. Е. КромРоссия
Кром Анна Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор
603950, Нижний Новгород
О. С. Фролова
Россия
Фролова Оксана Сергеевна, студентка 5го курса композиторскомузыковедческого факультета, кафедры истории музыки
603950, Нижний Новгород
Список литературы
1. Бояринов Д. Дэвид Лэнг: «Я мог бы написать прекрасную музыку для Radiohead»: интервью для электронного журнала “Colta”, 2018. URL: https://m.colta.ru/articles/music_modern/19683-devid-leng-ya-mog-by-napisat-prekrasnuyumuzyku-dlya-radiohead (дата обращения: 11.11.2024).
2. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Аугментация // Энциклопедический словарь. Т. 2 (3). СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890. С. 453.
3. Кром А.Е. Американский музыкальный минимализм и искусство кроссоверов: параллели и взаимодействия // Музыковедение. 2018. № 12. С. 8–11.
4. Кром А.Е. Дэвид Лэнг и Эдуард Лок: музыка постминимализма в современной хореографии // Вестник Академического русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023. № 2. С. 69–80.
5. Кром А.Е. «Классическая фаза» американского минимализма: Дис. … докт. искусствоведения. Н.Новгород, 2011. 524 с.
6. Кром А.Е. Музыкальное время и принципы его организации в искусстве американского минимализма // Музыковедение. 2015. № 7. С. 21–25.
7. Кром А.Е. Постминималистский музыкальный театр Дэвида Лэнга // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2022. Том 12, № 3. С. 432–448.
8. Манулкина О.Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 784 с., ил.
9. Слободчикова А.Ю. Рок-музыка на рубеже XX–XXI веков в диалоге с музыкой академической традиции: Дис. … канд. искусствоведения. Ростов-н/Д, 2023. 238 с.
10. Слободчикова А.Ю. Современная рок-музыка и музыкальный авангард XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 2 (47). С. 45–49.
11. Хрущёва Н.А. Метамодерн в музыке и вокруг неё. 2-е издание. Москва: РИПОЛ классик, 2024. 295 с.
12. Хрущёва Н.А. Постирония и эйфория: о метамодерне в академической музыке // Музыкальная академия. 2019. № 1. URL: https://mus.academy/articles/postironiya-i-eyforiya-o-metamoderne-v-akademiches (дата обращения: 29.11.2024).
13. Bliss A.M. David Lang: Deconstructing a constructivist composer: Abstract of musical arts project. Kentucky: University of Kentucky, 2008. 116 p.
14. Huizenga T. First Listen: David Lang, “Death Speaks”: interview for “NRP”, 2013. URL: https://www.npr.org/2013/04/21/177644936/first-listen-david-lang-death-speaks (дата обращения: 17.11.2024).
15. Jonker L.Bang on a Can-ism: postminimalism, totalism and the music by Michael Gordon, David Lang and Julia Wolfe. Amsterdam: University of Amsterdam, 2015. 83 p.
16. Kushner D.J. The Light that Shadows Make: David Lang’s death speaks: interview for website I care if you listen (ICIYL), 2013. URL: https://icareifyoulisten.com/2013/04/the-light-that-shadows-make-david-lang-death-speaks/ (дата обращения: 09.12.2024).
17. Lang David. Website composer. Death speaks. Program Note. URL: https://davidlangmusic.com/music/death-speaks/ (дата обращения: 29.12.2024).
18. Larson K. The solo piano music of David Lang. Bowling Green: Bowling Green State University, 2012. 143 p.
19. Marshall F. Whispers from beyond… “Death speaks”, 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=–1vu0FPaDO4 (дата обращения: 08.09.2024).
20. Schwarz K.R. Recording view; Bang on a Can Issues a Manifesto: for The New York Times, 1995. URL: https://www.nytimes.com/1995/05/21/arts/recordings-view-bang-on-a-can-issues-a-manifesto.html (дата обращения: 16.03.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Кром А.Е., Фролова О.С. Вокальный цикл Дэвида Лэнга «Смерть говорит»: на пересечении академического и массового. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):66-77.
For citation:
Krom A.E., Frolova O.S. David Lang’s vocal cycle “Death Speaks”: at the intersection of the academic and the mainstream. ARTE. 2025;(3):66-77. (In Russ.)


