Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Музыкальное и внемузыкальное содержание в «Покрове Пресвятой Богородицы» Джона Тавенера

Аннотация

Статья посвящена вопросам музыкального и внемузыкального содержания в сочинении для солирующей виолончели и струнного оркестра «Покров Пресвятой Богородицы» (“The Protecting Veil”, 1987) Джона Тавенера (1944–2013). На создание произведения композитора вдохновил православный праздник Покрова. В его основе лежит легенда о явлении Божьей Матери, спасшей греков от нашествия сарацин в Константинополе Х века. Религиозное чудо побудило Дж. Тавенера написать грандиозную фреску из восьми частей, связанную с житием Богородицы – от Рождества до Успения. Тембровым олицетворением главной иконописной фигуры пьесы стала виолончель, солирующая на протяжении всего сочинения. Сопровождающие струнные инструменты рассматриваются автором как продолжение её «бесконечной песни». В отечественном и зарубежном музыкознании «Покров Пресвятой Богородицы» Дж. Тавенера ранее подробно не изучался, что предопределило актуальность представленной темы. Цель статьи: проследить воплощение сакрального содержания в музыкальном тексте произведения на разных уровнях – образно­эмоциональном, композиционно­драматургическом, стилистически­языковом, пространственно­временном. Композитор назвал «Покров Пресвятой Богородицы» «лирической иконой», продолжив серию своих «звуковых икон» (оригинальный тип композиции в творчестве Дж. Тавенера, напрямую соотносимый с понятием иконы и характеризующийся религиозным модусом содержания – результат многолетних духовных поисков музыканта). Как показало исследование, в сочинении нашли отражение характерные черты этого типа композиции: опора на традиции византийской гимнографии, символизм мышления (тембровый, пространственный, числовой), клейменный принцип композиции, методы репетитивной техники, симметричность строения тем, обращение к средневеково­ренессансным полифоническим приёмам организации материала, экстатичность образов, жанровость. Драматургия цикла основана на контрастном сопоставлении музыкальных образов Богородицы – страдающей Матери и Царицы Небесной, через призму восприятия которой проходят основные евангельские события.

Об авторе

Д. А. Еремина
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

Дарья Андреевна Еремина, аспирант 1­го курса кафедры истории музыки

Нижний Новгород

 



Список литературы

1. Басс В.В. Сакральная поэтика в контексте музыкального постминимализма (на примере сочинений Джона Тавенера и Хенрика Гурецкого // Электронный научно­исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2025. № 1. С. 39–50.

2. Еремина Д.А. «Икона в звуках» в творчестве Джона Тавенера // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2024. № 2 (73). С. 64–70.

3. Миклухо Е.О. Джон Тавенер на пути создания музыки в православной богослужебной традиции // Художественная культура. 2019. № 3. Том 2 (30) / Электронное периодическое рецензируемое научное издании ГИИ. С. 68–85.

4. Миклухо Е.О. Современный английский композитор Джон Тавенер о музыке Возрождения и барокко // Вестник музыкальной науки. 2018. № 1 (19). С. 122–127.

5. Насонов Р.А. Джон Тавенер: христианская музыка между прошлым и будущим // Решение вместе с Decision. 2018. № 66. URL: https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a662018/view/article/1479245 (дата обращения 18.03.2025).

6. Насонов Р.А. Музыка как «феозис» (о религиозной концепции Джона Тавенера) // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3 (14). С. 72–85.

7. Оробинская Э.Ю. Вечность во времени: «Апокалипсис» Дж.Тавенера как опыт музыкальной иконографии / Научный вестник Московской консерватории. 2024. Т. 15. Вып. 1. С. 46–61.

8. Ручкина Н.П. «Новая простота» в музыкальном искусстве ХХ– начала ХХI века // Обсерватория культуры. 2017. № 3. С. 322–329.

9. Шевцова И. Трактовка виолончели в музыке Софии Губайдулиной и новации виолончельной техники второй половины ХХ века // Современное музыкальное искусство. 2013. № 2 (13). С. 220–224.

10. Boyce­Tillman J., Forbes A.­M. Heart’s Ease: Spirituality in the Music of John Tavener. Oxford: Peter Lang Verlag, 2020. 301 р.

11. Dudgeon P. Lifting the veil: the biography of Sir John Tavener. London: Portrait, 2003. 288 р.

12. Haydon G.John Tavener: glimpses of paradise. London: Gollancz, 1995. 316 р.

13. Luck G. Choral Cathedral Music in the Church of England: An examination into the diversity and potential of contemporary choral­writing at the end of the twentieth century: Thesis for the degree of Master of Arts. Durham, 2001. 158 p.

14. Miklaszewska J. The Idea of an “Icon in Sound” in the Works of John Tavener // Liturgia Sacra. Liturgia. 2021. № 57 (1). Рp. 217–231.

15. Moody I. Circular Movement: Spiritual Traditions in the Work of John Tavener. 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/269688947_Circular_Movement_Spiritual_Traditions_in_the_Work_of_John_Tavener (дата обращения: 12.03.2025).

16. Moody J. Reflections on Life and Death in Contemporary Orthodox Music. URL: http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/music/moody_life_death.html (дата обращения: 09.04.2025).

17. Pysh G.M. Icon in sound: an interview with sir John Tavener // Сhoral Journal. 2014. V. 54 № 10. Pр. 18–23.

18. Squibbs R. Cosmic Analogies: Structure and Symbolism in Tavener’s Ikon of Light. Greensboro: Annual Meeting of the Texas Society for Music Theory, 2000. 11 p.

19. Tavener J. The Music of Silence: A Composer’s Testament. London: Faber & Faber, 2000. 208 р.

20. Tavener J. The Protecting Veil. London: Chester music, 1989. 79 р.

21. Zinter E. The Tyger and The Lamb: exploring the relationship between text and music in selected contemporary choral settings of two poems by William Blake (1757–1827): A dissertation for the Degree of doctor of musical arts. Fargo, 2015. 80 p.


Рецензия

Для цитирования:


Еремина Д.А. Музыкальное и внемузыкальное содержание в «Покрове Пресвятой Богородицы» Джона Тавенера. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):39-53.

For citation:


Eremina D.A. Musical and non-musical content in “The Protecting Veil” by John Tavener. ARTE. 2025;(3):39-53. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)