Музыкальное и внемузыкальное содержание в «Покрове Пресвятой Богородицы» Джона Тавенера
Аннотация
Статья посвящена вопросам музыкального и внемузыкального содержания в сочинении для солирующей виолончели и струнного оркестра «Покров Пресвятой Богородицы» (“The Protecting Veil”, 1987) Джона Тавенера (1944–2013). На создание произведения композитора вдохновил православный праздник Покрова. В его основе лежит легенда о явлении Божьей Матери, спасшей греков от нашествия сарацин в Константинополе Х века. Религиозное чудо побудило Дж. Тавенера написать грандиозную фреску из восьми частей, связанную с житием Богородицы – от Рождества до Успения. Тембровым олицетворением главной иконописной фигуры пьесы стала виолончель, солирующая на протяжении всего сочинения. Сопровождающие струнные инструменты рассматриваются автором как продолжение её «бесконечной песни». В отечественном и зарубежном музыкознании «Покров Пресвятой Богородицы» Дж. Тавенера ранее подробно не изучался, что предопределило актуальность представленной темы. Цель статьи: проследить воплощение сакрального содержания в музыкальном тексте произведения на разных уровнях – образноэмоциональном, композиционнодраматургическом, стилистическиязыковом, пространственновременном. Композитор назвал «Покров Пресвятой Богородицы» «лирической иконой», продолжив серию своих «звуковых икон» (оригинальный тип композиции в творчестве Дж. Тавенера, напрямую соотносимый с понятием иконы и характеризующийся религиозным модусом содержания – результат многолетних духовных поисков музыканта). Как показало исследование, в сочинении нашли отражение характерные черты этого типа композиции: опора на традиции византийской гимнографии, символизм мышления (тембровый, пространственный, числовой), клейменный принцип композиции, методы репетитивной техники, симметричность строения тем, обращение к средневековоренессансным полифоническим приёмам организации материала, экстатичность образов, жанровость. Драматургия цикла основана на контрастном сопоставлении музыкальных образов Богородицы – страдающей Матери и Царицы Небесной, через призму восприятия которой проходят основные евангельские события.
Об авторе
Д. А. ЕреминаРоссия
Дарья Андреевна Еремина, аспирант 1го курса кафедры истории музыки
Нижний Новгород
Список литературы
1. Басс В.В. Сакральная поэтика в контексте музыкального постминимализма (на примере сочинений Джона Тавенера и Хенрика Гурецкого // Электронный научноисследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2025. № 1. С. 39–50.
2. Еремина Д.А. «Икона в звуках» в творчестве Джона Тавенера // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2024. № 2 (73). С. 64–70.
3. Миклухо Е.О. Джон Тавенер на пути создания музыки в православной богослужебной традиции // Художественная культура. 2019. № 3. Том 2 (30) / Электронное периодическое рецензируемое научное издании ГИИ. С. 68–85.
4. Миклухо Е.О. Современный английский композитор Джон Тавенер о музыке Возрождения и барокко // Вестник музыкальной науки. 2018. № 1 (19). С. 122–127.
5. Насонов Р.А. Джон Тавенер: христианская музыка между прошлым и будущим // Решение вместе с Decision. 2018. № 66. URL: https://reshenie.vcc.ru/magazine/issues/a662018/view/article/1479245 (дата обращения 18.03.2025).
6. Насонов Р.А. Музыка как «феозис» (о религиозной концепции Джона Тавенера) // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3 (14). С. 72–85.
7. Оробинская Э.Ю. Вечность во времени: «Апокалипсис» Дж.Тавенера как опыт музыкальной иконографии / Научный вестник Московской консерватории. 2024. Т. 15. Вып. 1. С. 46–61.
8. Ручкина Н.П. «Новая простота» в музыкальном искусстве ХХ– начала ХХI века // Обсерватория культуры. 2017. № 3. С. 322–329.
9. Шевцова И. Трактовка виолончели в музыке Софии Губайдулиной и новации виолончельной техники второй половины ХХ века // Современное музыкальное искусство. 2013. № 2 (13). С. 220–224.
10. BoyceTillman J., Forbes A.M. Heart’s Ease: Spirituality in the Music of John Tavener. Oxford: Peter Lang Verlag, 2020. 301 р.
11. Dudgeon P. Lifting the veil: the biography of Sir John Tavener. London: Portrait, 2003. 288 р.
12. Haydon G.John Tavener: glimpses of paradise. London: Gollancz, 1995. 316 р.
13. Luck G. Choral Cathedral Music in the Church of England: An examination into the diversity and potential of contemporary choralwriting at the end of the twentieth century: Thesis for the degree of Master of Arts. Durham, 2001. 158 p.
14. Miklaszewska J. The Idea of an “Icon in Sound” in the Works of John Tavener // Liturgia Sacra. Liturgia. 2021. № 57 (1). Рp. 217–231.
15. Moody I. Circular Movement: Spiritual Traditions in the Work of John Tavener. 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/269688947_Circular_Movement_Spiritual_Traditions_in_the_Work_of_John_Tavener (дата обращения: 12.03.2025).
16. Moody J. Reflections on Life and Death in Contemporary Orthodox Music. URL: http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/music/moody_life_death.html (дата обращения: 09.04.2025).
17. Pysh G.M. Icon in sound: an interview with sir John Tavener // Сhoral Journal. 2014. V. 54 № 10. Pр. 18–23.
18. Squibbs R. Cosmic Analogies: Structure and Symbolism in Tavener’s Ikon of Light. Greensboro: Annual Meeting of the Texas Society for Music Theory, 2000. 11 p.
19. Tavener J. The Music of Silence: A Composer’s Testament. London: Faber & Faber, 2000. 208 р.
20. Tavener J. The Protecting Veil. London: Chester music, 1989. 79 р.
21. Zinter E. The Tyger and The Lamb: exploring the relationship between text and music in selected contemporary choral settings of two poems by William Blake (1757–1827): A dissertation for the Degree of doctor of musical arts. Fargo, 2015. 80 p.
Рецензия
Для цитирования:
Еремина Д.А. Музыкальное и внемузыкальное содержание в «Покрове Пресвятой Богородицы» Джона Тавенера. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):39-53.
For citation:
Eremina D.A. Musical and non-musical content in “The Protecting Veil” by John Tavener. ARTE. 2025;(3):39-53. (In Russ.)


