Минимализм в музыке: проблематика определения
Аннотация
Данная статья посвящена минимализму как музыкальному стилю и проблемам выявления его отличительных характеристик. В ходе обширной поисковой работы, переводов и изучения многочисленных зарубежных источников (некоторые из которых не введены в российский научный обиход) авторы выясняют, что в творческой практике композиторов XX века существует множество примеров сочинений с использованием техник, подобных музыке минимализма. Однако не все они могут быть даже косвенно отнесены к данному стилевому направлению. В то же время некоторые из таковых опусов стали прямой предтечей появления минимализма в музыке. Важная составляющая стратегии предлагаемого исследования – определение трудностей для обнаружения закономерностей между композиционными параметрами произведения и его принадлежностью к стилю минимализма. Это становится наиболее очевидным при рассмотрении конкретных примеров и их исторического контекста. Подчёркивается, что феноменом минимализма как направления в музыке является его концептуальная составляющая, а именно – работа со временем и движением внутри сочинения.
Ключевые слова
Об авторах
Д. М. ЛуценкоРоссия
Луценко Дарья Михайловна, ассистентстажёр кафедры современной музыки
125009, Москва
Е. А. Изотова
Россия
Изотова Евгения Александровна, доцент, кандидат искусствоведения
125009, Москва
Список литературы
1. Векслер Ю.С. Дьёрдь Лигети и дадаизм // Журнал Общества теории музыки. 2023. № 2(42). С. 31–42.
2. Вулф К. О форме // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия. М.: Научноиздательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 112–119.
3. Катунян М.И. Минимализм: русская версия // Искусство музыки: теория и история. 2022. № 27. С. 144–176.
4. Кром А.Е. Американский музыкальный минимализм: проблемы рецепции и интерпретации // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 6 (53). С. 75–84.
5. Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.
6. Недоступов Р.А. Развитие концепции минимализма в твор честве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов // Архитектон: известия вузов. Екатеринбург: УралГАХА, 2009. № 22. URL: https://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz26_pril/37/template_article-ar%3DK21-40-k29.htm (дата обращения: 10.04.2025).
7. Christoph Cox, Daniel Warner. Audio Culture, Revised Edition (Antology) // La Monte Young and Marian Zazeela “Conversation with Richard Kostelanetz”. Bloomsbury Publishing. 2017. Pp. 183–218.
8. Jonathan W.Bernard. Minimalism, Postminimalism, and the Resurgence of Tonality in Recent American Music Author(s) // American Music. 2003. Vol. 21. No. 1. Pp. 112–133.
9. Jonathan W.Bernard. The Minimalist Aesthetic in the Plastic Arts and in Music. Perspectives of New Music. 1993. Vol. 31. No. 1. Рр. 86–132.
10. Kerry O’Brien and William Robin, eds, On Minimalism: Documenting a Musical Movement, University of California Press, 2023, 470 p.
11. Michael Nyman. Cage and Satie // The Musical Times. 1973. Vol. 114. No. 1570. Pp. 1227–1229.
12. Pace I. The Historiography of Minimal Music and the Challenge of Andriessen to Narratives of American Exceptionalism (1) / Dodd, R. (Ed. // Writing to Louis Andriessen: Commentaries on life in music. Eindhoven, the Netherlands: Lecturis. 2019. Pp. 83–101.
13. Pauline Oliveros. Deep listening. A composer’s sound practice. New York, Lincoln, Shanghai. 2005. 128 p.
14. Philip Thomas – Morton Feldman Piano, Recorded by Simon Reynell at St Paul’s Hall, The University of Huddersfield, July 2018 to June 2019.
15. Potter Keith, Gann Kyle and ap Sion Pwyll. Introduction: experimental, minimalist, postminimalist? Origins, definitions, communities // The Ashgate Research Companion to Minimalist and Postminimalist Music. Farnham: Ashgate, 2013. Pp. 1–16.
16. Barbara Rose, “ABC Art” / Art in America. 1965. Vol. 53, No. 5. P. 62.
17. Schwarz K.Robert.“Steve Reich: Music as a Gradual Process: Part I. // Perspectives of New Music. 1980. Vol. 19. No. 1/2. Pp. 373–92.
18. Strickland E. Minimalism: origins. Bloomington: Indiana University Press, 1947. 320 p.
19. Wollheim Richard. Minimal Art // Arts Magazine. 1965. January. Рр. 26–32.
Рецензия
Для цитирования:
Луценко Д.М., Изотова Е.А. Минимализм в музыке: проблематика определения. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):31-38.
For citation:
Lutsenko D.M., Izotova E.A. Minimalism in music: problems of definition. ARTE. 2025;(3):31-38. (In Russ.)


