Слухо-зрительные синестезии в программной музыке композиторов эпохи романтизма
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению слухо-зрительных синестезий в программной романтической музыке. Обращение к музыкальному искусству эпохи романтизма с точки зрения синестетики представляет актуальность и значимость в связи с интерпретацией его глубинных смыслов, постижением особенностей восприятия и осмыслением специфики творческого процесса композиторовромантиков. Основой исследования стал комплексный подход, объединивший аспекты целостного и синестетического методов, а также метод теоретического обобщения и сравнения. Как показано в работе, на фоническом уровне слухо-зрительные синестезии в программной музыке композиторовромантиков, являясь выразителями изобразительного начала, одновременно формируют глубинные смыслы музыкального текста; на интонационнодраматургическом и композиционном уровнях определяют характер взаимодействия таких межвидовых эстетических признаков как музыкальность, живописность, театральность, поэтичность и поэмность, обусловливая особенности музыкальной формы и логику её интонационносмыслового становления.
Об авторе
О. В. ЯрошРоссия
Ярош Ольга Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции
, 660049, Красноярск
Список литературы
1. Берлиоз Г. Избранные письма. В 2х кн. Кн. 1: 1819–1852 гг. Л.: Музыка, 1981. 240 с.
2. Еременко Г.А. Идея GESAMTKUNSTWERK в мифопоэтическом театре Р. Вагнера /. Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сборник научных статей. Новосибирск, 2020. С. 160–174.
3. Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1964. 880 с.
4. Зайцева М.Л. Синестезия в творчестве композиторовромантиков // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Сборник научных статей. Новосибирск. 2016. С. 110–119.
5. Коляденко Н.П. Музыкальность в системе искусств: синергетический аспект. Новосибирск. 2022. 153 с.
6. Коляденко Н.П. Синестетичность музыкальнохудожественного сознания (на материале искусства XX века). Новосибирск. 2005. 392 с.
7. Лист Ф. «Св. Цецилия» Рафаэля. К Жозефу д’Ортигу // Лист Ф. Избранные статьи. М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 145–148.
8. Лист Ф. Роберт Шуман // Лист Ф. Избранные статьи. М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 350–413.
9. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.
10. Мильштейн Я. Ференц Лист. М.: Музыка. 1999. 654 с.
11. Роллан Р. Музыкальноисторическое наследие. В 8 выпусках. М.: Музыка 1986. Вып. 1. 309 с.
12. Стасов В. Искусство XIX века // Статьи о музыке. Вып. 5Б. М.: Музыка, 1980. 272 с.
13. Шапошников И.А. Поэмность в романтической музыке (синергетический аспект) // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2013. № 1. С. 225–229.
14. Шуман Р. Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония // Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. С. 145–183.
15. Шуман Р. Письма: В 2х тт. М.: Музыка, 1970. Т. 1: (1817–1840). 1970. 719 с.
16. Ярош О.В. Музыкальные пейзажи в творчестве Ф. Листа (на примере фортепианных сочинений) // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сборник статей. Вып. 2. Новосибирск, 2018. С. 218–223.
17. Ярош О.В. Слухо зрительные синестезии в музыке композиторовромантиков // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры: Материалы II Международной научной конференции, СанктПетербург, 04–05 марта 2019 года. СанктПетербург: Александрия, 2019. С. 157–158. EDN NINNMM (Тезисы конференции).
18. Ярош О.В. Музыка Ф.Листа в контексте синестетической интерпретации // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сборник научных статей / Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Издательство Сибпринт, 2016. С. 189–194. EDN QLCATB.
Рецензия
Для цитирования:
Ярош О.В. Слухо-зрительные синестезии в программной музыке композиторов эпохи романтизма. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):23-30.
For citation:
Yarosh O.V. Auditory-visual synesthesia in program music by Romantic composers. ARTE. 2025;(3):23-30. (In Russ.)


