Петербургская композиторская школа в объективе журнала «Музыкальная академия» рубежа XX–XXI веков
Аннотация
На базе корпуса материалов авторитетного журнала «Музыкальная академия» за период 1993–2003 гг. анализу подвергается творческая деятельность представителей одной из ведущих отечественных композиторских школ – петербургской. Импульсом в исследовании обозначенной темы послужило опубликованное в 1995 году в журнале интервью с двумя её представителями – Г. Банщиковым и С. Баневичем, в котором оба автора демонстрировали достаточно разрозненное понимание особенностей своей школы. Соответственно цель настоящей работы заключается в изучении жанровостилистической специфики творчества петербургских композиторов в парадигме «традицияноваторство» в рецептивном поле издания на рубеже XX–XXI веков. Для её реализации были отобраны информационноаналитические публикации о А. Петрове и Б. Тищенко, как наследников школы Шостаковича, и С. Слонимском, творческие устремления которого во многом роднят его с «русской пятёркой». В конечном итоге был сделан вывод: петербургские композиторы, чья музыка отличается «стройностью», «логичностью», «избирательностью» в выборе средств музыкальной выразительности, продолжают развивать унаследованные ими великие традиции, однако реализуют это на качественно новом уровне, избирая тем самым интенсивный путь новаторства.
Об авторе
А. И. ШинкаренкоРоссия
Шинкаренко Анастасия Игоревна, аспирантка кафедры истории музыки
Петрозаводск, 185031
Список литературы
1. Галушко М. Время, которое терзает нас всех // Музыкальная академия.1995. № 4–5. С. 15–23.
2. Гуревич В. «Хвалу и клевету приемли равнодушно…» // Музыкальная академия. 2003. № 3. С. 53–60.
3. Зайцева Т. Динамическая реприза // Музыкальная академия. 1998. № 2. С. 16–24.
4. Зайцева Т. Слонимский и Петербург // Музыкальная академия. 2002. № 3. С. 1–6.
5. Нестьева М. Реальность и мечты… // Музыкальная академия. 1993. № 4. С. 77–79.
6. Новикова Т.В. Традиции и новаторство в музыке рубежа XX–XXI веков (на примере фортепианных произведений отечественных композиторов): Автореферат дис. … канд. искусствоведения. Ростов н/Д., 2016. 25 с.
7. Овсянкина Г. Не повторяя себя // Музыкальная академия. 1995. № 4–5. С. 38–41.
8. Польдяева Е. Петербургский сюжет // Музыкальная академия. 1995. № 4–5. С. 79–87.
9. Серов Ю.Э. Обновление отечественного симфонизма 1960х годов в творчестве молодых ленинградских композиторов // Философия и культура. 2022. № 4. С. 9–24 [сайт]. URL: https://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=37840 (дата обращения: 05.04.2025).
10. Софронов Ф.М. Русская музыка за двадцать лет // Журнал Общества теории музыки. 2014. № . 3. С. 38–65.
11. Фрадкина Э. Служение Сергея Слонимского // Музыкальная академия. 1998. № 3–4. С. 125–128.
12. Холопова В.Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ–начала ХХI веков (жанры и стили) // М., 2015. 226 c.
Рецензия
Для цитирования:
Шинкаренко А.И. Петербургская композиторская школа в объективе журнала «Музыкальная академия» рубежа XX–XXI веков. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):16-22.
For citation:
Shinkarenko A.I. St. Petersburg composer school in the lens of the journal “Musical Academy” of the turn of the XX–XXI centuries. ARTE. 2025;(3):16-22. (In Russ.)


