«Мессия» Г.Ф. Генделя и “...A Soulful Celebration” К. Джонса: раздвигая границы эпох
Аннотация
В статье с позиций межпластовых пересечений и творческого диалога традиций (академической и массовой музыки) рассматривается госпел-альбом “Handel’s Messiah: A Soulful Celebration” (prod. by Quincy Jones, 1992), который представляет собой ремейк великой оратории Г. Ф. Генделя в традициях афроамериканской музыки. Указываются образно-содержательные и художественные стороны «Мессии», оказавшиеся близкими для современных музыкантов, носителей госпел-традиции; выявляются особенности их обращения с музыкой оратории. Сравнительный анализ оригинала и госпел-версии позволяет выявить следующие особенности работы с генделевским текстом: выбор номеров в соответствии с замыслом создателей альбома, преобладание торжественных, гимнических звучаний; сохранение контура тем во многих избранных номерах оратории при дальнейшем варьировании в афроамериканском стиле; усиление ритмического начала; изменение исполнительского состава во многих композициях альбома; исполнение-импровизация номеров в характерной, неакадемической манере, которая подчёркивает эмоциональную выразительность слова. Авторами исследования определяется роль госпел-версии оратории в популяризации сочинения Г. Ф. Генделя, в формировании музыкального вкуса современной аудитории.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. ГуринаРоссия
Гурина Елизавета Александровна, студентка II курса теоретико-композиторского факультета
630520, Новосибирск
Ю. В. Антипова
Россия
Антипова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки
630520, Новосибирск
Список литературы
1. Грубер Р. И. Гендель. Жизнь и творчество / Науч.-иссл. ин-т искусствознания. Секция музыковедения. Л.: Науч.-иссл. ин-т искусствознания, 1935. 125 с.
2. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX в. М.: Музыка, 1994. 157 с.
3. Липатов А. Госпел, музыка веры и радости. 2019. URL: https://www.salonav.com/arch/2019/08/gospel-muzyka-very-iradosti.htm (дата обращения: 04.12.2024).
4. Мещеринов В.А. (Игумен Петр) // Гендель: музыкант и человек. 2014. URL: https://igpetr.ru/gendel-muzykanti-chelovek/ (дата обращения: 04.12.2024).
5. Смирнов А. В. У истоков русской генделианы // Искусство музыки: теория и история № 22–23, 2020. С. 9–31.
6. Цукер А. М. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Т. II. Н. Новгород, 1999. С. 180–191.
7. Deutsch, O. E. Handel: A Documentary Biography / A. and C. Black, 1955. 942 с.
8. Hallejuah! / Chicago Tribune; December 24, 1992. URL: https://www.chicagotribune.com/1992/12/24/hallelujah-9/ (дата обращения: 04.12.2024).
9. Meyer M. The soul of Handel’s “Messiah” // The Washington Post; November 29, 1992. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/style/1992/11/29/the-soul-ofhandelsmessiah/b405e57c-0be0-4c33-9c06-a94e7eaa7201/ (дата обращения: 04.12.2024).
10. Pales C. Hallelujah! A Moving, Modern “Messiah”: Album Featuring Pop and Gospel Stars Has More Heart and Soul Than Many Traditional Versions / Los Angeles Times, December 23, 1992. URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1992-12-23-ca-2301-story.html (дата обращения: 04.12.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Гурина Е.А., Антипова Ю.В. «Мессия» Г.Ф. Генделя и “...A Soulful Celebration” К. Джонса: раздвигая границы эпох. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):95-105.
For citation:
Gurina E.A., Antipova Y.V. G. F. Handel’s “Messiah” and “…A Soulful Celebration” by Q. Jones: pushing the boundaries of epochs. ARTE. 2025;(2):95-105. (In Russ.)