Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Отражение бурятских культурных традиций в сочинениях Л.Н. Санжиевой для ятаги

Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение сочинений для ятаги бурятского композитора Л. Н. Санжиевой в связях с национальной культурой. Данный традиционный инструмент прочно вошёл в музыкальный обиход Бурятии в 1970‑е годы, и в Восточно-Сибирском институте культуры был открыт специальный исполнительский класс. Анализируемый сборник «Сочинения для ятаги» (2012) предназначен как для совершенствования мастерства ятагисток в учебном процессе, так и для концертной практики. Выявлена связь произведений, представленных в издании, с образами природы («Зов изюбра», «Пробуждение», «О чем поют саранки», «Олений рог»), историческими персонажами («Юрта в степной дали»), национальными культами и легендами («Путешествуя по Тунке», «Алтан мундарга», «Харагун»). Обнаружена преимущественная опора партии ятаги на ангемитонную пентатонику минорного наклонения, широко распространённую в бурятской традиционной культуре, в сочетании с семиступенными звукорядами в партии фортепиано или оркестра. Синтез типовых интонационных оборотов с авторскими мелодическими находками свидетельствует о творческой изобретательности Л. Н. Санжиевой, умело сочетающей традиционное музыкальное культурное наследие с авторской фантазией. Следующие сборники бурятского автора, предназначенные для иочина, лимбы, хура и морин-хура, способствуют расширению образной сферы и поиску новых возможностей музыкального языка. Исполнительская популярность произведений Л. Н. Санжиевой в концертной и образовательной практике является важным свидетельством их востребованности и национального признания творчества композитора.

Об авторе

Л. Л. Пыльнева
Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Россия

Пыльнева Лада Леонидовна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции

630099, г. Новосибирск



Список литературы

1. Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. М., 1992. 139 с.

2. Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Новосибирск, 1992. 173 с.

3. Гомбоев Б. Ц. Почитание духов гор у окинских бурят // Этнографическое обозрение. 2002. № 2. С. 69–76.

4. Жуковская Н. Л. На перекрестке трех религий (из истории духовной жизни бурятского села Торы) // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90‑летию доктора исторических наук, проф. Л. П. Потапова. М., 1995 С. 76–87.

5. Зимин Ж. А. Этнокультурные традиции Окинского края. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2001. 124 с.

6. Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов. История оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2001. 312 с., ил. 3 л.

7. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР / Ред. колл. А. И. Плотников и др. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1988. 416 с.

8. Кузнецова Л. М. Мифотворчество священных шаманских мест // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: Материалы III международного симпозиума. В 3 т. Т. 2. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. С. 272–276.

9. Куницын О. Композитор Лариса Санжиева // Бурятия. 1995. 14 июня.

10. Куницын О. Призвание // Правда Бурятии. 1998. 19 марта.

11. Лазарева В. Санжиева Лариса Николаевна // Союз композиторов Республики Бурятия. К 60‑летию со дня основания (1940–2000). Улан-Удэ, 2000. С. 89–93.

12. Малзурова Л. Ц., Малзурова С. Д.-Н. Бурятские повествования о тотемах // Гуманитарный вектор. Востоковедение. 2009. № 4. С. 57–60.

13. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск, 1987. 288 с.

14. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск, 1980. 320 с.

15. Новикова О. В. Пентатоника в песенной традиции бурят. Новосибирск: Окарина, 2010. 180 с.

16. Петрунин А. Обаятельная первая женщина-композитор в Бурятии // Бизнес олзо. 1999. 2 апр.

17. Санжиева Л. Н. Сочинения для ятаги [ноты]: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ФГБОУ ВО ВСГАКИ, 2012. 108 с.

18. Таранова Г. Э. Развитие культурного туризма в Тункинском районе // Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры в современном мире: Материалы VI междунар. научного симпозиума 23–26 июня 2008 г., г. Улан-Удэ – озеро Байкал. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. С. 547–557.

19. Шагланова О. А. Шаманизм у бурят Тункинской долины: Вторая половина XIX–XX вв: Дисс. канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2003. 218 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пыльнева Л.Л. Отражение бурятских культурных традиций в сочинениях Л.Н. Санжиевой для ятаги. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):86-93.

For citation:


Pylneva L.L. Reflection of Buryat cultural traditions in the compositions for yataga of l. N. Sanzhieva. ARTE. 2025;(2):86-93. (In Russ.)

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)