Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Преломление традиций жанра романа становления в творчестве композитора Сергея Слонимского

Аннотация

В последние десятилетия творчество композиторов всё чаще оказывается в исследовательском поле, которое предполагает использование научного опыта из различных смежных областей знаний: музыкознания, литературоведения, эстетики, психологии, педагогики и других дисциплин. Причиной тому нередко становится та сфера деятельности музыканта, которая традиционно считается периферийной (исполнительская, педагогическая, музыковедческая, литературная и т. п.). В большой мере это относится к разновекторному наследию одного из крупнейших отечественных композиторов второй половины ХХ – начала ХХI века Сергея Слонимского, автора научных трудов и учебников, блестящего пианиста-импровизатора, трибуна-лектора-просветителя. Не иссякшая до последних лет творческая мощь композитора органично сочеталась с созидательной силой в сфере художественного слова. Значительное по масштабу литературное наследие Сергея Михайловича позволяет изучать его как область деятельности, имеющую взаимосвязи и параллели с образным миром, сюжетами, идеями инструментальных, театральных и других произведений. В данном контексте особый интерес представляет вышедшая в 2000 году книга «Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе», чей анализ содержания, где свободно переплетаются ирония и гротеск с лирикопсихологической образностью и философскими размышлениями, позволяет обнаружить приметы жанра романа воспитания (или романа становления – Entwicklungsroman). Опубликованные в 2016 году «Воспоминания школьных лет» С.М. Слонимского, а также прокомментированные осенью 2024 года вдовой композитора Р.Н. Слонимской рукописи очерка композитора «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса – 1943–1971», инициировали задачу сопоставления и сравнения зафиксированных в них мыслей, размышлений над нравственно-этическими вопросами со смыслами значительных инструментальных и театральных опусов композитора. Результаты решения указанной задачи с помощью междисциплинарного подхода легли в основу данной статьи.

Об авторе

И. Г. Умнова
Кемеровский государственный институт культуры
Россия

Умнова Ирина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства

Кемерово, 650056 



Список литературы

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 506 с.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

3. Долинская Е.Б. Неизвестные ранние литературные тексты С.Слонимского Проблемы музыкальной науки Music Scholarship. 2021. № 3. С. 7–18.

4. Конкина Л.С. Роман воспитания в концепции М.М. Бахтина (К Бахтинской типологии романа) Актуальные проблемы гуманитарных наук. Сентябрь. 2003. С. 139–145.

5. Москалюк М.В. Что такое искусство: современные смыслы и вызовы Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 2. С. 5–11.

6. Сержант Н.Л. Динамика жанровой дефиниции романа воспитания Весці БДПУ. Серыя 1. 2023. № 3. С. 144–147.

7. Слонимская Р.Н. Комментарий очерка Сергея Слонимского «Мифы и реальность: о ложных репутациях» из книги «Заметки на полях нотной тетради» Pan-Art. 2024. Том 4. Выпуск 3. С. 233–241.

8. Слонимская Р.Н. Комментарий очерка Сергея Слонимского «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса – 1943–1971» из книги «Заметки на полях нотной тетради» Pan-Art. 2024. Том 4. Выпуск 4. URL: https:pan-art-journal.ruissuepa.2024.4.4 (дата обращения 20.02.2024)

9. Слонимская Р.Н. Комментарий очерка Сергея Слонимского «Скандалист поневоле: хроника хронического стресса – 1972–1991» из книги «Заметки на полях нотной тетради» Pan-Art. 2024. Том 4. Выпуск 4. RL: https:pan-art-journal.ruissuepa.2024.4.4 (дата обращения 20.02.2024)

10. Слонимский С.М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. СПб.: Композитор, 2000. 152 с.

11. Слонимский С.М. Воспоминания школьных лет (записал А.А. Логунов) Musicus. 2016. № 3 С. 28–31.


Рецензия

Для цитирования:


Умнова И.Г. Преломление традиций жанра романа становления в творчестве композитора Сергея Слонимского. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):104-110.

For citation:


Umnova I.G. Refraction of the traditions of the genre of the novel of formation in the work of composer Sergei Slonimsky. ARTE. 2024;(4):104-110. (In Russ.)

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)