Художественный мир концерта для баяна и симфонического оркестра О. Меремкулова
Аннотация
В статье рассматривается Концерт для баяна и симфонического оркестра красноярского композитора О.Меремкулова, созданный в 2014 году. Впервые в музыковедческой литературе предпринимается попытка анализа художественного мира Концерта с его пространственными и временными характеристиками, особой психологической средой и этическими оппозициями. Они раскрываются через образно-интонационные сферы, каждая из которых представляет собой систему жанровых и стилистических знаков, комплекс мелодических, ритмических, гармонических средств, фактурно-регистровых и оркестровочных решений. При этом, качество фонизма и тембровых красок, порождая физические ощущения и вызывая соответствующие ассоциации, особенно значимо для маркировки и разграничения мира inferno и Божественной реальности. Как показало исследование, каждая образно-интонационная сфера существует по своим законам, в своём измерении, обладает специфическими пространственно-временными параметрами, являя отдельный мир. Точкой их пересечения становится авторское сознание, разворачивающее перед слушателем драму последнего времени, определяющее её эмоциональную насыщенность, направленность и логику.
Об авторе
Н. М. НайкоРоссия
Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции, заведующая кафедрой теории музыки и композиции
660049, Красноярск
Список литературы
1. Булгаков С. Моя родина Автобиографические заметки. Париж. 1997. С. 7–24.
2. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 414 с.
3. Ильин И. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний Ильин И.Собрание сочинений в 10 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 3. С. 227–380.
4. Консон Г.Р. Взаимосвязь интонации и образа в методе анализа И.Я. Рыжкина Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 4. С. 291–302.
5. Лирический герой. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 452.
6. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74–87.
7. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
8. Найко Н.М. О знаках в Концерте для баяна и симфонического оркестра О.Меремкулова Актуальные проблемы современного композиторского творчества: материалы V Всероссийской научной конференции, 28 ноября 2022 г. Красноярск: Полиграфический сектор СГИИ имени Д.Хворостовского, 2022. С. 59–71.
9. Найко Н.М. Функции эпиграфов в Концерте для баяна и симфонического оркестра О.Меремкулова ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Д.Хворостовского. 2022. № 4. С. 28–35. URL: https:www.sgiiart.rujourarticleview177 (дата обращения 01.09.2024).
10. Найко Н.М., Найко С.Ф. Интонационно-драматургические процессы в концерте для баяна и симфонического оркестра Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11. № 4. С. 36–47.
11. Рыбальченко Т.Л. Образный мир художественного произведения и аспекты его анализа: Учебнометодическое пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 130 с.
12. Серебрякова Л. В поисках обретаемого смысла. Русская музыка в движении времени. М.: Аграф, 2017. 560 с.
13. Старчеус М.С. Личность музыканта. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2012. 846 с.
14. Холопова В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. СПб.: Лань, 2002. 368 с.
Рецензия
Для цитирования:
Найко Н.М. Художественный мир концерта для баяна и симфонического оркестра О. Меремкулова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):90-102.
For citation:
Naiko N.M. The artistic universe of O. Meremkulov's concerto for bayan and symphony orchestra. ARTE. 2024;(4):90-102. (In Russ.)