«Блейк-соната» для фортепиано Дмитрия Смирнова: концептуально-драматургическая трактовка жанра сонаты-поэмы
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению одного из ярких произведений современного отечественного композитора Дмитрия Николаевича Смирнова, ещё не входившего в орбиту научных интересов российских музыковедов. Цель работы – выявить особенности реализации художественной концепции в «Блейк-сонате» для фортепиано (2008). В ходе семантического и композиционного анализа исследуются выразительный и драматургический уровни сочинения, раскрывается индивидуальное решение проблемы обновления жанра сонаты в XXI веке, что определяет актуальность настоящего исследования. Выявлено, что законы симфонического мышления предстают в произведении Д.Смирнова в сочетании с модернизированным принципом поэмности. Яркий мир литературных и графических работ У.Блейка (1757–1827) вдохновляет автора на создание причудливых музыкальных образов. Композиция из двух контрастных частей, стремящихся слиться в единую форму, демонстрирует два полярных «образа времени»: пульсирующее векторное время и застывшее «круговое время» вечности. Имеет место парадоксальное сочетание классицистских принципов формообразования (рондо-соната, вариации) с авангардистскими методами формирования и трансформации тематического материала, развивающих традицию Нововенской школы (использование искусственных тем-шифров в системе гемитоники, изощрённая полифоническая работа: каноны, зеркальные структуры). Как показало исследование, наложение поэмного мышления на сонатно-симфоническую логику выражается в монотематизме, драматургии «скачков и превращений», синтезе циклического, сонатного, вариационного, рондального принципов, а также в особом сочетании субъективного и объективного начал, претворяющемся в наполнении «искусственного» авангардного материала яркой экспрессивной образностью и романтическим пафосом. Благодаря тщательному отбору средств Д.Смирнов находит оригинальный путь достижения новой целостности культурного сознания.
Об авторе
Н. Ю. ВолобуевРоссия
Волобуев Никита Юрьевич, преподаватель кафедры общего фортепиано
Новосибирск, 630099
Список литературы
1. Абдуллаева А.М. Сонатный жанр в творчестве Геннадия Вавилова Central Asian journal of arts and design. 2023. № 4(4). C. 55–57.
2. Бунтова Ю.В. Геннадий Вавилов и его соната «Диана» Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание: сборник статей и материалов сост. А.С. Макурина. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2021. С. 77–81.
3. Блейк У. Полное собрание стихотворений. Пер. Д.Смирнова-Садовского. СПб.: Крига, 2020. 472 с.
4. Волобуев Н.Ю. Соната-мистерия для фортепиано № 2 Т.Смирновой в зеркале традиций русского пианизма Серебряного века Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 3. С. 58–69.
5. Воронова М.М. Проблемы синтеза искусств в симфонизме Берлиоза и Листа: автореф. дис. … канд. иск. М., 1988. 23 с.
6. Голованёва А С. Синтез искусств в ХХ веке: живопись и музыка Musicus. 2015. № 1. С. 52–55.
7. Голованёва А.С. Типы сюжетной персонификации в цикле «Картины Блейка» Дмитрия Н.Смирнова Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2014. С. 564–572.
8. Демешко Г.А. Проблема сонатности в инструментальном творчестве советских композиторов 60–70 годов: автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1980. 20 с.
9. Екимовский В. Автомонография. М.: Музиздат, 2008. 480 с.
10. Каспаров Ю. О Дмитрии Смирнове в прошедшем времени Музыкальная академия. 2020. № 2 (770). URL: https:mus.academyarticleso-dmitrii-smirnove-vproshedshem-vremeni (дата обращения: 25.09.2024).
11. Левадный П.Александр Чайковский. Соната № 2 Pianoforum.ru. 2017 URL: https:pianoforum.rurepertoireproshloe-v-zerkale-nastoyashhego (дата обращения: 25.09.2024).
12. Петров В.О. «Растёкшееся время» Дмитрия Смирнова Музыкальная академия. 2011. № 1 (733). С. 162–167.
13. Рябуха Н.Фортепианные сонаты А.Шнитке как классическое наследие современной музыкальной культуры Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Випуск 41. Харків, 2014. С. 328–339.
14. Смирнов Д.Геометр звуковых кристаллов Советская музыка. 1990. № 3, с. 74–81 и № 4, с. 84–93.
15. Смирнов Д.Дмитрий Н.Смирнов: Наброски к автобиографии Музыкальный журнал Европейского Севера. 2015. № 1. С. 45–120.
16. Смирнов Д.Мой Блейк. Часть I: В России. 2018. URL: https:wikilivres.ru%D0%9C%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BA1 (дата обращения: 25.09.2024)
17. Смирнов Д., Фирсова Е.Фрагменты о Денисове, 1997. URL: https:web.archive.orgweb20060501043735http:www.smirnov.fsworld.co.ukdenfrag1.html (дата обращения: 25.09.2024)
18. Смирнов-Садовский Д. «Пять тигров» (о 5 переводах стихотворения Уильяма Блейка) Слова, слова, слова: Литературный альманах. 2014. № 1. Чикаго; М.: Водолей, 2014. С. 452–460.
19. Смирнов-Садовский Д.Блейк. Биография. М.: MAGREB, 2017. 376 c.
20. Смирнов-Садовский Д. В туманах Альбиона. СентОлбанс, 2016. 110 с.
21. Степанова А.С. Музыкальный код как средство персонификации образов Уильяма Блейка в инструментальной музыке Дмитрия Н.Смирнова Музыка и время. 2016. № 7. С. 44–49.
22. Сурминова О.В. Ономафония как феномен имени собственного в музыке второй половины XX – начала XXI веков: диссертация … канд. иск. Казань, 2011. 323 с.
23. Токарева Г.А. Миф в художественной системе Уильяма Блейка: дис. д-ра филол. наук. Воронеж, 2005. 459 с.
24. Холопов Ю.Н. Наши в Англии: Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996. С. 255–303.
25. Холопова В.Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ – начала ХХI веков (жанры и стили). М., 2015. 226 c.
26. Черная М. Р., Курносова С.Е. Сонатный жанр в фортепианном творчестве Григория Корчмара Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23. С. 162–170.
27. Шапошников И.А. Поэмность в романтической музыке (синергетический аспект) Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 216–220.
28. Юферова, О.А. Монограмма в музыкальном искусстве XVII–XX веков: диссертация … канд. иск. Новосибирск, 2006. 239 с.
29. Smirnov D. My Blake. (Part 2) William Blake. An Illustrated Quarterly: Vol. 52, no. 1 (summer 2018). URL: https:blakequarterly.orgindex.phpblakearticleviewsmirnov521smirnov521html (дата обращения: 25.09.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Волобуев Н.Ю. «Блейк-соната» для фортепиано Дмитрия Смирнова: концептуально-драматургическая трактовка жанра сонаты-поэмы. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):76-89.
For citation:
Volobuev N.Yu. “Blake Sonata” for piano by Dmitry Smirnov: conceptual and dramaturgical interpretation of the sonata-poem genre. ARTE. 2024;(4):76-89. (In Russ.)