Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Драматургическая роль танго в киномузыке А.Г. Шнитке к исторической драме «Агония» Э.Г. Климова

Аннотация

Значительную часть творческого наследия А.Г. Шнитке занимает киномузыка. На протяжении фактически всей жизни композитор работал в области киноискусства – создавал партитуры к художественным, телевизионным, мультипликационным, хроникальным и документальным фильмам. Из широкого перечня работ в качестве материала для статьи была выбрана двухсерийная историко-психологическая драма «Агония» режиссёра Э.Г. Климова. Музыкальным лейтсимволом художественного фильма выступил жанр танго как обострённый выразитель атмосферы эпохи исторических и социальных катастроф. Сопоставление кинопартитуры танго, т. е. авторской «матрицы» замысла и фонограммы, нацеленной на показ стремительно гибнущей Российской империи и противоречивого образа Распутина, выявляет существенные смысловые расхождения. Инвариант композитора – носитель трансцендентных смыслов, раскрывающихся при помощи семантики тембровых вариаций на тему танго-остинато. В интерпретации режиссёра главным стал дискурс бездуховности и бессилия власти, крушения человеческих судеб, в результате чего в трактовке фонограммы танго через обличительно-критический подход были обнаружены негативные и мистико-роковые свойства жанра.

Об авторе

А. А. Сушлякова
Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Россия

Сушлякова Ася Александровна, аспирант (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Г.А. Еременко)

630099, г. Новосибирск 



Список литературы

1. Акишина Е.М. Семантические аспекты анализа творчества А.Шнитке: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2003. 38 с.

2. Беседы с Альфредом Шнитке Сост., авт. предисл. А.В. Ивашкин. М.: Классика-XXI, 2024. 320 с.

3. Богданова А.В. О киномузыке Альфреда Шнитке: художественные фильмы. М.: МГИМ имени А.Г. Шнитке, 2015. 150 с.

4. Демченко А.И. Многообразная музыкальная реальность. К 85-летию со дня рождения А.Г. Шнитке Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 36–47.

5. Кагарлицкая А.Стеклянная гармоника. О киномузыке Альфреда Шнитке Музыкальная жизнь. 1987. № 17. С. 17–19.

6. Кассабова К.Двенадцать минут любви: танго-роман. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 304 с.

7. Ковалевский Г.В. Киномузыка Альфреда Шнитке в контексте эволюции его творчества Музыка в культурном пространстве Европы – России. События. Личность. История. СПб.: РИИИ. 2014. С. 299–311.

8. Корганов Т.И., Фролов И.Д. Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма. М.: Искусство, 1964. 351 с.

9. Ли Цзянь, Медведева Н.В. Композитор и режиссёр: о творческом методе создания киномузыки Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 1. С. 34–44.

10. Лисса З.Эстетика киномузыки. М.: Искусство, 1970. 496 с.

11. Мартиди Е.Дневники танго: роман. М.: Центрполиграф, 2010. 191 с.

12. Мирошкина А.Ф. История и современность: «Агония» (о фильме Э.Климова с музыкой А.Шнитке) Театр. Кино. Живопись. Музыка. Ежеквартальный альманах. М.: ГИТИС. 2015. С. 195–205.

13. Мирошкина А. Ф. Киномузыка А. Шнитке: аспекты комплексного анализа Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1 (127). С. 1–7.

14. Мирошкина А.Ф. Киномузыка А.Шнитке: круг литературных образов Pan-Art. 2022. Т. 2, Вып. 1. С. 7–10.

15. Мирошкина А.Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: опыт исследования: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2017. 27 с.

16. Митта А.Н. О музыке Шнитке для кино Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». 2001. Вып. 2. С. 187–189.

17. Михеева Ю.В. Альфред Шнитке и конец «большого стиля» в российской киномузыке Вестник ВГИК. 2011. № 10. С. 82–93.

18. Морева Е.А. Киномузыка Альфреда Шнитке: взаимообогащение жанров Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». 2014. Вып. 9. С. 114–117.

19. Никонорова Т.Н. Фильм «Агония»: кинообраз сибирского крестьянина Г.Е. Распутина Новый исторический вестник. 2011. № 29. С. 116–120.

20. Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Аркаим, 2002. 253 с.

21. Холопова В.Н., Чигарёва Е.И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Советский композитор, 1990. 350 с.

22. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино): автореф. дис. … докт. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2002. 34 с.

23. Шульгин Д.И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке: Беседы с композитором. М.: Делова Лига, 1993. 110 с.


Рецензия

Для цитирования:


Сушлякова А.А. Драматургическая роль танго в киномузыке А.Г. Шнитке к исторической драме «Агония» Э.Г. Климова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):68-75.

For citation:


Sushlyakova A.A. The dramaturgical role of A.G. Schnittke's tango in the film music for the historical drama «Agony» E.G. Klimova. ARTE. 2024;(4):68-75. (In Russ.)

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)