Музыка современных композиторов в просветительской деятельности Александра Каменского
Аннотация
Статья посвящена теме обогащения исполнительского репертуара и просветительской работе выдающегося советского пианиста А.Д. Каменского. Целью исследования становится представление полной картины многогранной деятельности музыканта, направленной на знакомство аудитории с новыми тенденциями в композиторском творчестве, переориентации слушательского восприятия на новаторские векторы мышления того или иного автора. Основными материалами исследования служат архивы А.Д. Каменского, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), а также различные статьи 1930–1950-х годов, опубликованные в изданиях различного уровня, и воспоминания современников: В.М. Дешевова, М.С. Друскина. Выводом из проведённого исследования является подтверждение гипотезы о существовании уникального исполнительского чутья и композиторского интереса у А.Д. Каменского к новой музыке, созданной современниками, которые способствовали обогащению исполнительского репертуара не только его самого как исполнителя, но и расширяли пианистический кругозор – в целом. Подчёркивается также, что владение композиторским ремеслом стало отправной точкой в создании каденций и пополнении фортепианного репертуара: оперной и симфонической музыкой, которые, будучи широко представленными в концертных программах, воспитывали современного слушателя.
Об авторе
А. Д. РешетникРоссия
Решетник Андрей Дмитриевич, соискатель; старший преподаватель кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано
191023, Санкт-Петербург ; 190068, Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бобрик О. Венское издательство «Universal Edition» и музыканты из Советской России: история сотрудничества в 1920–30-е годы. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова; Галина скрипсит, 2011. 472 c.
2. Бородин Б.Б. Традиции романтизма и «Советское пианистическое пространство» Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 81–87.
3. Бушен А.Д. Подвиг пианиста Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. М., 1970. С. 219.
4. Гетьман А.В. Пианист и педагог Александр Каменский Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 6–4(74). С. 15–18.
5. Документы к биографии А.Д. Каменского. ЦГАЛИ Фонд 545 Опись 1. Дело 9. [Электронный ресурс].URL: https:spbarchives.ruinfres-archivecgaliR-54519 (дата обращения: 3.09.2024)
6. Документы к биографии А.Д. Каменского. ЦГАЛИ. Фонд 545. Опись 1. Дело 120. URL: https:spbarchives.ruinfres-archivecgaliR-5451120 (дата обращения: 3.09.2024)
7. Документы к биографии А.Д. Каменского. ЦГАЛИ. Фонд 545. Опись 1. Дело 97. URL: https:spbarchives.ruinfres-archivecgaliR-545197 (дата обращения: 3.09.2024)
8. Друскин М.С. «В. Желобинский и его опера “Именины”» Советская музыка. 1935. № 5(23). С. 46–58. URL: https:mus.academyarticleszhelobinskii-i-ego-operaimeniny (дата обращения: 3.09.2024)
9. Жалнин В.В. Дариус Мийо в СССР: к проблеме рецепции и межкультурной коммуникации. Всероссийский форум молодых ученых: сборник материалов, Екатеринбург, 27–28 апреля 2017 года. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 58–67. EDN YNYTPD. URL: https:elar.urfu.rubitstream10995539901vfmu_2017_009.pdf (дата обращения 3.09.2024)
10. Жизнь искусства: [еженедельник художественно-литературный, театральный]. Ленинград, 1927. Выпуск № 7.
11. Каменский А.Д. К проблеме борьбы за стиль советского музыкального исполнительства: (В порядке обсуждения) Советская музыка. 1935. № 12 С. 61–68; Против формализма и фальши: Творческая дискуссия в Ленинградском Союзе композиторов: (сокращенный стеногр. отчет) Советская музыка. 1936. № 5. С. 28–57. Прим.: Выступление А.Каменского см. 34–56.
12. Мийо Д. Моя счастливая жизнь. М.: Композитор, 1998. 416 с.
13. Мийо Д. Музыкальная жизнь в СССР Рабочий и театр. 1926. № 27. С. 24–29.
14. Михайлова Е.А. Собрание нотных рукописей как отражение творческой деятельности композитора и пианиста А.Д. Каменского Вестник Альянс-Архео. 2017. № 21. С. 53–64.
15. Новая французская музыка. «Шесть» под ред. Игоря Глебова. Л.: ACADEMIA, 1926. 56 с.
16. Переписка В.М. Дешевова. ЦГАЛИ. Ф. 104. Оп. 1. Д. 197.
17. Решетник А.Д. Музыкальные взгляды и принципы А.Д. Каменского Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 4 (75). С. 135–144. URL: https:vaganov.elpub.rujourarticleview17241065?locale=ru_RU (дата обращения: 3.09.2024).
18. Решетник А.Д. Интегральность как свойство творчества А.Д. Каменского в контексте фортепианной культуры Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1 (54). С. 130–139. URL: https:cyberleninka.ruarticlenintegralnost-kak-svoystvo-tvorchestvaa-d-kamenskogo-v-kontekste-fortepiannoy-kultury (дата обращения: 3.09.2024).
19. Решетник А.Д. Жанр фортепианной транскрипции в творческом наследии А.Д. Каменского Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 6 (83). С. 134–148. URL: https:vaganov.elpub.rujourarticleview2063 (дата обращения: 3.09.2024).
20. ТОГБУ «Государственный архив Тамбовской области». Фонд Р-1430 Дело 187. Опись 1.
21. Четвёртая декада советской музыки и эстрады: однодневная газета Управления по делам искусств Ленгорисполкома. 1941. 5 янв. Ленинград, 1941.
Рецензия
Для цитирования:
Решетник А.Д. Музыка современных композиторов в просветительской деятельности Александра Каменского. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):55-67.
For citation:
Reshetnik A.D. Music of contemporary composers in the educational activities of Alexander Kamensky. ARTE. 2024;(4):55-67. (In Russ.)