Китайские и советские оратории 1930–1960-х годов: параллели и пересечения
Аннотация
Автор статьи сравнивает произведения ораториального жанра, созданные композиторами СССР и Китая в период тоталитаризма, с целью осмысления специфики существования жанра в культурно-историческом контексте заявленной эпохи и создания фундамента для дальнейшего формирования научно обоснованной картины его функционирования в китайской культуре. Выявлено, что становление жанра происходило в два этапа. Осуществлена систематизация данных о китайских ораториях, созданных в рамках каждого из них, сформированы хронологически атрибутированные списки сочинений с указанием авторства музыки и текста. Изучение музыкального материала в компаративно-историческом ракурсе показало, что, являясь крупным циклическим произведением для хора и оркестра, оратория представляла большую сложность для освоения в условиях отсутствия в стране профессиональной композиторской школы западного типа, развитой традиции хорового и оркестрового музицирования, однако позволяла решать значимые в контексте строительства нового государства задачи. Определяющими оказались такие генетические особенности жанра, как его принадлежность области прикладнойвзаимодействующей музыки и изначальная направленность на мифологизированное слово. Жанр оказался органичным и для коллективного национального самосознания. Определяющим для становления китайской версии жанрового канона стал второй период, связанный с укреплением дружественных отношений с СССР. Это обусловило обращение композиторов к советской модели оратории. Неизбежное упрощение её содержания и музыкальной стилистики, вызванное необходимостью соответствия требованиям соцреализма, оказало позитивное влияние на развитие жанра в Китае, сделав его доступным для освоения на этапе формирования национальной школы. Положительным последствием идеологического диктата стало внимание китайских композиторов к богатейшему фольклорному наследию различных регионов страны, элементы которого нашли своё отражение как в поэтическом, так и в музыкальном материале сочинений. Благодаря жанру оратории были осмыслены значимые эпизоды истории Китая, что в целом способствовало обогащению мирового художественного наследия.
Ключевые слова
Об авторе
Вэньцюнь БиРоссия
Би Вэньцюнь, ассистент-стажёр, специальность 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение), научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Е.В. Приданова
603005, Нижний Новгород
Список литературы
1. Ван Чжан. К вопросу о межкультурной коммуникации в российской и китайской музыкальной науке Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12. № 1. С. 119–124.
2. Ван Юйци. От народных песен к искусству пения – происхождение и эволюция тяньцзинь шидяо [Као ШаньДиао] Народная музыка. 2021. № 1. С. 35–39.
3. Воробьев И.С. Кантата и оратория в контексте «большого стиля» советской музыки (вторая половина 1930-х-начало 1940-х годов) Opera musicologica. 2012. № 4 [14]. С. 74–96.
4. Воробьев И.С. Кантатно-ораториальный жанр в советской музыке 1930–1950-х годов: к проблеме соцреалистического "большого стиля": автореферат дис. … доктора искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2013. 46 с.
5. Кондратьев М.Г. О теории национальной музыки: к методологии сравнительного изучения фольклорных музыкально-поэтических систем Проблемы музыкальной науки Music Scholarship. 2020. 41(4). С. 8–19.
6. Ли Жань. Социологический взгляд на музыкальный обмен между Китаем и Советским Союзом Китайское музыкознание. 2011. № 2. С. 92–100.
7. Сунь Жожань. Образная система шаньхэ в хоровом творчестве китайских композиторов XX–XXI вв. Дисс. … кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2022. 189 с.
8. Сюй Чжи. Открытие курса дирижирования хоров Центрального ансамбля песни и танца Народная музыка. 1955. № 3. С. 41
9. Хохловкина А.А. Пути развития советской оратории и кантаты Советская музыка. 1949. № 3. С. 35–39.
10. Чжао Юн. Наследие китайского композитора У Цзуцяна в контексте рецепции традиций российской-советской композиторской школы Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2024. № 2. С. 14–25.
11. Perepich N. Soviet Worship Cantatas and Oratorios of the Late 1950s – Early 1980s for Children’s Chorus Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. № 9. Pp. 169–183.
Рецензия
Для цитирования:
Би В. Китайские и советские оратории 1930–1960-х годов: параллели и пересечения. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):47-54.
For citation:
Bi W. Chinese and Soviet oratorios of the 1930s and 1960s: parallels and intersections. ARTE. 2024;(4):47-54. (In Russ.)