Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

О некоторых методологических проблемах терминологии современной музыкальной синологии

Аннотация

В настоящей статье поднимается весьма актуальная проблематика, связанная с терминологическими дефинициями, характерными для научных трудов с востоковедческой направленностью. Конкретным примером выступает бурно развивающаяся в последние десятилетия сфера музыкальной синологии, в которой часто происходит несостыковка или неадекватное феномену смешение терминологических обозначений, в частности, касающихся многочисленных видов и форм национального музыкально-сценического искусства. Имеющие многосотлетнюю историю развития разновидности традиционного музыкального театра Китая, зачастую бытующие в далёких от столицы провинциях, характеризуются сложившимся аппаратом этнонимов, включающих и собственное название каждого отдельного феномена. Объединённые общим термином сицюй, они отличаются каноничностью и неотъемлемой связью с национальным искусством и традиционными ремёслами. С появлением столичного театра цзяцзюй, названного Пекинской оперой, учёные КНР начали подобным образом обозначать все виды национального традиционного театра, что постепенно привело к терминологическому коллапсу, не имевшему ранее места в российском востоковедении. Автор предлагает с методологических позиций отечественного музыкального востоковедения тщательно осмысливать параметры терминологического аппарата современной музыкальной синологии.

Об авторе

М. Ю. Дубровская
Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

Дубровская Марина Юзефовна, доктор искусствоведения, профессор

Новосибирск, 630099 



Список литературы

1. Анарина Н.Г. Японский театр Но. М.: Наука, 1984. 213 с.

2. Будаева Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй: Пекинская опера: автореферат дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Москва. 2011. 28 с.

3. Ван Цюн. Национально-культурные традиции в вокально-сценическом искусстве: на примере пекинской музыкальной драмы и русского оперного театра: автореферат дис. … канд. искусствоведения: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2008. 23 с.

4. Гришелёва Л.Д. Театр современной Японии. М.: Искусство, 1977. 237 с.

5. Дубровская М.Ю. Музыка в традиционном театре Японии (На материале Но и Кабуки). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения (17.00.02). Москва, 1985. 19 с.

6. Дубровская М.Ю. Музыка в традиционном театре Японии. (на материале ноо и кабуки) Япония: идеология, культура, литература. М.: Наука, 1989. С. 83–88.

7. Дубровская М.Ю. Традиционное музыкально-сценическое искусство стран Востока (на примере музыкального театра Японии) (брошюра). Серия культуры и искусства. Ташкент: Изд. Общества «Знание» УзССР, 1983. 24 с.

8. Есипова М.В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке Художественная культура. 2017. № 3 (21). URL: https:artculturestudies.sias.ru2017-3-21prikladnaya-kulturologiya5264.html (дата обращения: 01.12.2024).

9. Михайлов Дж. К проблеме теории музыкально-культурной традиции Центр «Музыкальные культуры мира» Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: сайт. Электронная перепубликация от 18.01.2012. URL: https:worldmusic-msc.livejournal.com59761.html (дата обращения: 01.11.2024).

10. Михайлов Д. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке Вопросы философии. 1999. № 9. С. 106–120.

11. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки: [Сб. науч. тр.] Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; [Редкол.: Дж.К. Михайлов (отв. ред.) и др.]. М., 1990. 224 с.

12. Чжао Юн. Наследие китайского композитора У Цзуцяна в контексте рецепции традиций российской-советской композиторской школы ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусства имени Дмитрия Хворостовского. 2024. № 2. С. 34–46.

13. Южакова Е.В. Музыкально-художественная система традиционного японского театра Но: автореферат дис. … кандидата искусствоведения: 17.00.02 Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2002. 22 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дубровская М.Ю. О некоторых методологических проблемах терминологии современной музыкальной синологии. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):30-37.

For citation:


Dubrovskaya M.Yu. On some methodological problems of terminology in modern music sinology. ARTE. 2024;(4):30-37. (In Russ.)

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)