Культурные модели в пьесе «Блоха» Евгения Замятина: карнавализация и пантомима
Аннотация
Статья исследует границы пантомимы и раёшного театра в творчестве Е. Замятина на примере его пьесы «Блоха» по повести «Левша» Н. Лескова. Это – авангардный опыт писателя, объединяющий черты сатирической утопии и райка, но утопия переносится из социальной в речевую область. Речь главного героя утопична, она невозможна, всякий раз заменяется пантомимой. Декораторская программа Б. Кустодиева подразумевала разрушение прежней организации театрального пространства ради сказовой интриги. В работе применён инновационный метод: кроме близкого чтения и реконструкции исторических контекстов в текст включено оригинальное и впервые публикуемое эссе одного из авторов статьи с комментариями другого автора, как исследование наследия жизнестроительного символизма в критическом авангарде Е. Замятина. В эссе лирически изучается личность писателя как участника пантомимы истории, и отдельные образы эпохи приобретают символическую насыщенность, достаточную для интерпретации его художественных достижений в драматургии. Получены оригинальные выводы о превращении сказовой стилизации в своеобразный роман в реальной жизни, в котором и участвуют театры раннего советского времени в лице их организаторов и коллективов.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. МарковРоссия
Марков Александр Викторович, доктор филологических наук, профессор
125993, ГСП-3, Москва
О. А. Штайн
Россия
Штайн Оксана Александровна, кандидат философских
наук, доцент
620002, Екатеринбург
Список литературы
1. Братина (Штайн) О. А. Образы шутов и юродивых в отечественном кинематографе // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. С. 135–146.
2. Головчинер В.Е., Кутина Е. В. Функции Халдеев в «Блохе» Е. Замятина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 129–133.
3. Замятин Е. Блоха. Л.; М.: Мысль, 1926. 84 с.
4. Замятин Е. и др. Блоха: Игра в 4 д. Евг. Замятина. Сборник статей: Евг. Замятина, Б. Эйхенбаума, Н. Ф. Монахова, Б. М. Кустодиева и А. Лейферта. Обложка и рисунки работы худ. Б. Кустодиева. Л.: Academia, 1927. 28 с.
5. Замятин Е. Записанное Евгением Замятиным житие блохи от дня чудесного её рождения и до дня прискорбной кончины, а также своеручное Б. М. Кустодиева изображение многих происшествий и лиц. Л., 1929. 37 с.
6. Ильин В. Н. Стилизация и стиль: Лесков // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. С. 142–169.
7. Макуренкова С. А. Что общего между имажинизмом и Имодженой: О переводе пьесы «Цимбелин» В. Шершеневичем // Шекспировские чтения. М.: Наука, 2010. С. 353–363.
8. Меньшикова Е. Р. Апология гротеска: не так страшен черт, как его трактует дискурс // Вопросы философии. 2009. № 2. С. 50–67.
9. Самойлова Е. П. Изобразительный потенциал «искажённых слов»: «Левша» Лескова – «Блоха» Замятина-Кустодиева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 44–48.
10. Самойлова Е. П. От «Левши» к «Блохе»: пути трансформации пьесы Е. И. Замятина «Блоха» (1926–1929 гг.) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6–1 (60). С. 46–49.
11. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Петроград: 18-я Гос. тип., 1919. Вып. [3]. С. 151–165.
Рецензия
Для цитирования:
Марков А.В., Штайн О.А. Культурные модели в пьесе «Блоха» Евгения Замятина: карнавализация и пантомима. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):80-87.
For citation:
Markov A.V., Shtayn O.A. Cultural models in the play “Flea” by Yevgeny Zamyatin: carnivalization and pantomime. ARTE. 2024;(3):80-87. (In Russ.)