Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

К вопросу формы и содержания мануальной техники дирижёра

Аннотация

Статья входит в круг актуальных исследований, связанных с вопросами музыкально-исполнительского искусства, и посвящена некоторым аспектам профессии дирижёра. Новизна работы заключается в выявлении формы и содержания мануальной техника дирижёра. Авторы раскрывают основные аспекты дирижёрских жестов. В первую очередь, это части дирижёрского аппарата и его постановка на воображаемой плоскости; дирижёрские схемы и рисунки в зависимости от счётных долей такта; исполнительские штрихи и ауфтакты в выразительно-изобразительной и ансамблевой сторонах исполнения. Ретроспективный взгляд на становление и развитие дирижёрского искусства, показ важных факторов, влияющих на характер жестикуляции в управлении коллективом музыкантов, создают основу для лучшего понимания этой профессии, видению в ней исторически сложившихся средств невербальной коммуникации, преобразованных в контексте музыкально-управленческих задач. Мастерство управления и пластическая образность жестов способствуют двуединому выражению формы и содержания мануальной техники дирижёра.

Об авторах

А. Ф. Поляков
Институт музыки и телевидения, Чанчжоуский университет
Китай

Поляков Александр Фёдорович, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры музыки

провинция Цзянсу



О. Н. Полякова
Институт музыки и телевидения, Чанчжоуский университет
Китай

Полякова Ольга Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыки

провинция Цзянсу



Список литературы

1. Айду П.Э. 100 лет Персимфанса. М.: Изд-во Бослен, 2022. 368 с.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 6. 799 c.

3. Гегель Г. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 1999. 619 с.

4. Гинзбург Л. М. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М.: Музыка, 1975. 496 с.

5. Глазунов А. К. Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. // Советская музыка. 1954. № 9. С. 72.

6. Казачков С. А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 343 с.

7. Культурология XX век. СПб.: Изд-во Университетская книга, 1997. 630 с.

8. Мусин И. А. Язык дирижёрского жеста. М.: Музыка, 2006. 232 с.

9. Ольхов К.А. О дирижировании хором // Краткое пособие для молодых педагогов музыкальных училищ. Л.: Госфиниздат, 1961. 108 с.

10. Рахманинов С. В. Письма. М.: Музгиз, 1955. 604 с.

11. Савадерова А. В. История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства // Символ науки. № 7–2. 2015. С. 163–167.

12. Смирнов Б. Ф. Теоретические основы художественной техники дирижёра // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 165–171.

13. Чайковский П. И. Критические статьи. М.: Музгиз, 1953. 436 с.

14. Юдин А. Н. Концертмейстерское искусство дирижёра в оперном театре. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. (4). С. 182–192.


Рецензия

Для цитирования:


Поляков А.Ф., Полякова О.Н. К вопросу формы и содержания мануальной техники дирижёра. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):62-69.

For citation:


Polyakov A.F., Polyakova O.N. On the question of the form and content of the conductor`s manual technique. ARTE. 2024;(3):62-69. (In Russ.)

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)