К вопросу формы и содержания мануальной техники дирижёра
Аннотация
Статья входит в круг актуальных исследований, связанных с вопросами музыкально-исполнительского искусства, и посвящена некоторым аспектам профессии дирижёра. Новизна работы заключается в выявлении формы и содержания мануальной техника дирижёра. Авторы раскрывают основные аспекты дирижёрских жестов. В первую очередь, это части дирижёрского аппарата и его постановка на воображаемой плоскости; дирижёрские схемы и рисунки в зависимости от счётных долей такта; исполнительские штрихи и ауфтакты в выразительно-изобразительной и ансамблевой сторонах исполнения. Ретроспективный взгляд на становление и развитие дирижёрского искусства, показ важных факторов, влияющих на характер жестикуляции в управлении коллективом музыкантов, создают основу для лучшего понимания этой профессии, видению в ней исторически сложившихся средств невербальной коммуникации, преобразованных в контексте музыкально-управленческих задач. Мастерство управления и пластическая образность жестов способствуют двуединому выражению формы и содержания мануальной техники дирижёра.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ф. ПоляковКитай
Поляков Александр Фёдорович, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры музыки
провинция Цзянсу
О. Н. Полякова
Китай
Полякова Ольга Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыки
провинция Цзянсу
Список литературы
1. Айду П.Э. 100 лет Персимфанса. М.: Изд-во Бослен, 2022. 368 с.
2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 6. 799 c.
3. Гегель Г. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 1999. 619 с.
4. Гинзбург Л. М. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. М.: Музыка, 1975. 496 с.
5. Глазунов А. К. Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. // Советская музыка. 1954. № 9. С. 72.
6. Казачков С. А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 343 с.
7. Культурология XX век. СПб.: Изд-во Университетская книга, 1997. 630 с.
8. Мусин И. А. Язык дирижёрского жеста. М.: Музыка, 2006. 232 с.
9. Ольхов К.А. О дирижировании хором // Краткое пособие для молодых педагогов музыкальных училищ. Л.: Госфиниздат, 1961. 108 с.
10. Рахманинов С. В. Письма. М.: Музгиз, 1955. 604 с.
11. Савадерова А. В. История развития дирижирования как вида музыкального исполнительства // Символ науки. № 7–2. 2015. С. 163–167.
12. Смирнов Б. Ф. Теоретические основы художественной техники дирижёра // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 165–171.
13. Чайковский П. И. Критические статьи. М.: Музгиз, 1953. 436 с.
14. Юдин А. Н. Концертмейстерское искусство дирижёра в оперном театре. // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. (4). С. 182–192.
Рецензия
Для цитирования:
Поляков А.Ф., Полякова О.Н. К вопросу формы и содержания мануальной техники дирижёра. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):62-69.
For citation:
Polyakov A.F., Polyakova O.N. On the question of the form and content of the conductor`s manual technique. ARTE. 2024;(3):62-69. (In Russ.)