Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

«Струнное фортепиано» Генри Коуэлла в контексте звуковых открытий XX века: теория и исполнительская практика

Аннотация

Статья посвящена фортепианной музыке и новациям в области звука выдающегося американского композитора ХХ века Генри Коуэлла. На материале отдельных произведений рассматривается проблема расширенной трактовки инструмента, которая предполагает вторжение во внутреннее пространство, трансформируя функционал, в результате чего фортепиано становится не только клавишным, но и струнным инструментом. Автор уделяет особое внимание изучению технических трудностей, с которыми сталкивается исполнитель, и предлагает некоторые способы их решения. Выводом данной работы становится новое понимание роли Г. Коуэлла в формировании феномена расширенного фортепиано, что связано не только с игрой на струнах, но и с масштабным исследованием звуков различной природы в зависимости от способов их извлечения. Разработав систему графических символов, композитор дополнил её инструкциями, помогающими определить точное местоположение музыканта за инструментом и осуществить качественное выполнение художественно-технических задач. Помимо практического применения новых исполнительских приёмов игры Г. Коуэлл внёс значительный теоретический и практический вклад в новую историю фортепиано. Открытый им широчайший спектр приёмов сделал этот традиционный инструмент максимально гибким в отношении творческих новаций, которые получили своё развитие в произведениях ряда авторов, в том числе известного американского композитора второй половины ХХ века Джорджа Крама, продолжившего и модернизировавшего многие коуэлловские приёмы.

Об авторе

С. Г. Белых
Институт Современного Искусства; Детская музыкальная школа имени Н. А. Алексеева
Россия

Стелла Гаррьевна Белых, аспирант; преподаватель

121309, Москва



Список литературы

1. Радвилович А. Ю. Инструментарии новой музыки второй половины XX века (на примере камерных жанров в творчестве зарубежных композиторов 1960–1980 гг.): дисс. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2007. 228 с.

2. Хруст Н. Ю. Новые инструментальные техники: опыт классификации: дисс. канд искусствоведения. Москва, 2017. 480 с.

3. Hicks M. Henry Cowell, bohemian. Urbana: University of Illinois Press, 2002. 240 р.

4. Шнеерсон Г. М. Портреты американских композиторов. М.: Музыка, 1977. 232 с.

5. Конен В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. М.: Музыка, 1965. 524 с.

6. Ивашкин А. В. Чарльз Айвз и музыка ХХ века. М.: Советский композитор, 1991. 473 с.

7. Переверзева М. В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика: монография, 2-е изд. М.: Юрайт, 2019. 292 с.

8. Кром А. Е. Философия и практика американского музыкального минимализма: Стив Райх: монография. Нижний Новгород: Изд-во Гладкова, 2004. 223 с.

9. Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.

10. Тимошенко А. А. Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции: Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон: дисс. канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2004. 254 с.

11. Cowell H. New Musical Resources. New York, Alfred A. Knopf, 1930. 166 p.

12. Cowell H. The String Piano // Musical America. 30 January, 1926. Рр. 10–32.

13. Cowell H. The Banshee. Los Angeles: W. A. Quincke& Company, 1925. 12 p.

14. Cowell Н. Тhe Nature of Melody // The Musical Quarterly. 2001. № 85(4). Рр. 595–600.

15. Rao N. Y. Cowell’s Sliding Tone and the American Ultramodernist Tradition” // American Music. 2005. Vol. 23. No. 3. Pp. 281–323.

16. Cowell H. Aeolian Harp. Los Angeles: W. A. Quincke& Company, 1923. 16 p.

17. Cowell H. New Musical Resources Cambridge University Press 1996. 196 р.

18. Cowell H. Sinister Resonance, per pianoforte (1930): [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Wy4dK5cBO38 (дата обращения:10.10.2024).

19. Cowell H. Sinister Resonance, per pianoforte score. Associated Music Publishers Inc., 1930. 8 p.

20. Burge D. Twentieth Century Piano Music. Schirmer Books, 1990. 296 p.

21. Crumb G. Makrokosmos. Volume I-II. C. F. Peters: New York, London, Frankfurt, 1973–1974. 142 p.

22. Cowell H. Piano Music: Volume Two. New York: Associated Music Publishers, 1982. 216 p.

23. Lichtenwanger W. The Music of Henry Cowell: A Descriptive Catalog / William Lichtenwanger. New York: Institute of Studies in American Music Monographs, 1986. 365 p.

24. Rao N. Y. Аmerican Compositional Theory in the 1930s: Scale and Exoticism in “The Nature of Melody” by Henry Cowell // The Musical Quarterly. Vol. 85. No. 4 (Winter, 2001). Pp. 595–640.


Рецензия

Для цитирования:


Белых С.Г. «Струнное фортепиано» Генри Коуэлла в контексте звуковых открытий XX века: теория и исполнительская практика. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):16-26.

For citation:


Belykh S.G. Henry Cowell’s “String Piano” in the context of the sound discoveries of the 20th century: theory and performance practice. ARTE. 2024;(3):16-26. (In Russ.)

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)