Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Работа композитора со словом в вокальных циклах М. Таривердиева на стихи Б. Ахмадулиной и М. Цветаевой

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются интереснейшие образцы камерно-вокального творчества отечественного композитора Микаэла Таривердиева (1931–1996) – вокальные циклы на стихи выдающихся поэтесс Б. Ахмадулиной и М. Цветаевой. Поэтический и музыкальный язык этих сочинений ещё не становился предметом отдельного исследовательского внимания, хотя современные исполнители демонстрируют всё большую увлечённость данным репертуаром, включая его в свои концертные программы. В противоположность широкой популярности эстрадных песен и киномузыки М. Таривердиева существенный пласт его творчества мало изучен. Данное обстоятельство подтверждает актуальность обращения к обозначенным произведениям и заявленной проблематике. Основная цель работы – выявление особенностей и приёмов работы композитора с текстом оригинала. С применением лексического и синтаксического методов разбора художественного текста, сравнительного анализа и музыкально-аналитического подхода было установлено наличие в вокальных циклах сложившихся приёмов работы М. Таривердиева со словом, что позволило ему бережно интерпретировать талантливые стихи и, дополнив их новыми смысловыми нюансами, сделать истоком своей «музыкальной поэзии».

Об авторе

Н. В. Перепич
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Перепич Наталья Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции

Красноярск, 660049



Список литературы

1. Васина-Гроссман В. А. О песнях Микаэла Таривердиева // Мастера советской песни. М.: Сов. композитор, 1977. Вып. 1. С. 125–149.

2. Овсепян М. И. Особенности драматургии камерно-вокальной музыки М. Таривердиева // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2015. № 2. С. 1–7.

3. Таривердиев М. Л. Я просто живу: автобиография. М.: Эксмо, 2011. 383 с.

4. Таривердиева В. Г. Биография музыки // Таривердиев М. Л., Таривердиева В. Г. Я просто живу. Биография музыки. М.: КоЛибри, 2017. С. 319–736.

5. Таривердиева В. Г. О вокальных циклах // Композитор Микаэл Таривердиев [сайт]. URL: https://tariverdiev.ru/public/?id=2 (дата обращения: 26.03.2024).

6. Таривердиева В. Г. Человеческий голос. Музыкальная поэзия Микаэла Таривердиева // Микаэл Таривердиев. Музыкальная поэзия: 12 вокальных циклов для голоса и ф-но. СПб.: Композитор, 2002. С. 3–6.

7. Цукер А. М. По законам полифонии. Музыка фильма и вокальный цикл в творчестве Микаэла Таривердиева // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. ст. по материалам Седьмой Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 17 апр. 2020 г. Краснодар, 2020. С. 7–14.

8. Цукер А. М. Микаэл Таривердиев крупным планом: к 90-летию со дня рождения // Музыкальная академия. 2021. № 3 (775). С. 156–169.

9. Цукер А. М. Микаэл Таривердиев. М.: Сов. композитор, 1985. 288 с.


Рецензия

Для цитирования:


Перепич Н.В. Работа композитора со словом в вокальных циклах М. Таривердиева на стихи Б. Ахмадулиной и М. Цветаевой. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):5-15.

For citation:


Perepich N.V. Composer’s work with the text In M. Tariverdiev’s vocal cycles on poems by B. Akhmadulina and M. Tsvetaeva. ARTE. 2024;(3):5-15. (In Russ.)

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)