«Искусство смотреть в лицо жизни»: живопись Гао Сяохуа в социокультурном контексте эпохи
Аннотация
Статья посвящена личности и творчеству выдающегося современного китайского живописца Гао Сяохуа, представителя «сычуанской группы» художников Юго-Запада. Он получил известность в изобразительном искусстве КНР конца 1970-х гг. как «пионер» «живописи шрамов», развенчивающий трагические ошибки «Культурной революции». В дальнейшем Гао Сяохуа вошёл в плеяду молодых китайских мастеров юго-западного региона, развивающих в своём творчестве направление «деревенский реализм». На основе изучения и систематизации разрозненных сведений, сосредоточенных в китайских источниках, не переведённых на русский язык, в статье реконструируются основные этапы биографии Гао Сяохуа сквозь призму историко-политических событий эпохи. Авторы анализируют причины изменения творческого стиля художника на примере его репрезентативных работ, демонстрирующих процесс национализации масляной живописи в КНР 1980-х гг. Показано, что трансформация стиля Гао Сяохуа – это продукт исторического развития китайского изобразительного искусства после 1978 года и, в то же время, проявление субъективной воли мастера, оперативно отвечающего на социальные запросы времени. Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию социальной природы художественной стратегии Гао Сяохуа, помогают расширить представление о личности и творчестве мастера, оказавшего большое влияние на развитие современной китайской живописи.
Об авторах
Цзяци ЛюКитай
Лю Цзяци, преподаватель; аспирант
Цицикар, 161006
Ю. С. Замараева
Россия
Замараева Юлия Сергеевна, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и искусствоведения; первый проректор
660049, Красноярск; 660041, Красноярск
Список литературы
1. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2008. 212 с.
2. Галенович Ю.М. История взаимоотношений России и Китая: в 4 кн. М.: Русская панорама, 2011. Кн. 3. 334 с.
3. Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950– 1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая: дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2017. 174 с.
4. Лапшин В.П. Гелий Михайлович Коржев. Л.: Художник РСФСР, 1962. 44 с.
5. Лу Сяонань. Исторический жанр в китайской живописи XX века: становление и развитие: диссертация на соискание ученой степени канд. искусствоведения. Москва, 2022. 209 с.
6. Лю Тяньцюань. «Деревенский реализм» в творчестве Ло Чжунли: истоки, образы, смыслы // BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION. 2023. № 5. С. 97–110.
7. Лю Цзяци. Феномен «деревенского реализма» в творчестве художников юго-запада Китая // Искусство Евразии. 2024. № 2 (33). С. 142–161.
8. Сертакова Е.А., Хуснуллина Р.Е. Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань) // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 1. С. 95–102.
9. Федякшина А.Е. Эрих Фромм об экзистенциальных потребностях человека // Сумма философии. Вып. 6. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 174–176.
10. Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись XX века: дис. … канд. искусствоведения. СанктПетербург, 2006. 210 с.
11. Шуе В. Военная тема в картинах китайских художников второй половины XX века. Проблема поиска художественного языка // Искусство и диалог культур. Сборник научных трудов XII Международной межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. НекрасовойКаратеевой. 2018. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Книжный дом», 2018. С. 89–94.
12. 高小华. 抖音互联网百科全书 (Гао Сяохуа // интернет-энциклопедия Douyin. URL: https://www.baike.com/wikiid/6581753798126115377 (дата обращения: 01.06.2024).
13. 高小华. 高小华文革下乡当兵记 二、艺术联盟. 2019. 28.10. (Гао Сяохуа. Рассказ о периоде Культурной революции // ART UNION. 2019. URL: https://www.clatia.com/artist/cmynewsdetail/1097–1/2084 (дата обращения: 01.06.2024).
14. 高小华. 我的布托人的集体绘画 美术.1985. № 1. C. 18–19 (Гао Сяохуа. Моя групповая живопись людей Буто // Изобразительное искусство. 1985. № 1. С. 18–19).
15. 高小华. 从伤痕美术到超级绘画,用艺术见证中 国发展脉搏 (Гао Сяохуа. От искусства шрамов до суперживописи. Используйте искусство, чтобы стать свидетелем пульса жизни Китая. URL: https://www.sohu.com/a/304644393_99894143 (дата обращения: 01.06.2024).
16. 彭荣,智玉。»只有不断关注,我们才能塑造自 己的想法和实践»—采访高晓华教授文学研究2012年 95–97期. (Пэн Жун, Чжи Юй. «Только уделяя постоянное внимание, мы можем сформировать наши собственные идеи и практики» – интервью с профессором Гао Сяохуа // Literary Studies. 2012. № 06. С. 95–97).
17. 权珂.高小华油画作品《为什么》艺术评鉴/解读 2019年6期 (Цюань Кэ.Интерпретация картины Гао Сяохуа «Почему» // Искусствоведение. 2019. Вып. 6. URL: https://m.fx361.com/news/2019/0614/5202716.html (дата обращения: 01.06.2024).
18. 盛伟. 从后殖民理论的角度来看, 中国当代艺术. 北 京:文化艺术出版社, 2020年. 307页 (Шэн Вэй. Китайское современное искусство в перспективе постколониальной теории. Пекин: Культура и искусство Пресс, 2020. 307 с.)
Рецензия
Для цитирования:
Лю Ц., Замараева Ю.С. «Искусство смотреть в лицо жизни»: живопись Гао Сяохуа в социокультурном контексте эпохи. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(2):125-137.
For citation:
Liu J., Zamaraeva Yu.S. “Art of facing life”: painting of Gao Xiaohua in the sociocultural context of the epoch. ARTE. 2024;(2):125-137. (In Russ.)