От барокко до XX века: интертекстуальные рецепции в «Посвящениях» Белы Ковача
Аннотация
В статье впервые в отечественном музыкознании предпринимается попытка рассмотреть одно из самых известных сочинений венгерского кларнетиста-виртуоза Белы Ковача «Посвящения» с позиции интертекстуального подхода. Выявлены особенности работы композитора с «чужим» текстом, определены первоисточники, рассмотрены и систематизированы формы их интеграции в звуковую ткань девяти концертных этюдов для кларнета соло. Избегая цитации произведений адресатов посвящений, Б.Ковач придерживается ведущей роли аллюзийности и стилизации. Предпочтительным принципом для венгерского автора является «принцип работы по модели» (И.C. Стогний). Композитор демонстрирует гибкость в переключении с одного языка на другой, применяет игровую логику в компоновке материала, проявляя качество ироничности. В результате данных особенностей обнаруживаются связи «своего» и «чужого»: семантические, семиотические, жанровые, структурные, образные. Сознательное использование узнаваемых сегментов заимствованных сочинений, выступает важным средством коммуникации со слушателем. Органичное включение отражаемой лексики и глубина образно-эмоционального содержания посвящений позволяют рассматривать их не только сквозь призму концертного кларнетового репертуара, но и как оригинальное явление в интертекстуальном музыкальном пространстве конца XX века.
Об авторе
C. В. БакутоРоссия
Бакуто Светлана Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки; доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности,
660049, Красноярск; 660041, Красноярск
Список литературы
1. Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. / Ред. В.А. Ерохин; Гос. ин-т искусствознания м-ва культуры РФ. М.: Композитор, 1998. 344 с.
2. Бакуто С.В., Кайсина Д.А. Бэла Ковач «Посвящение Баху»: диалог с прошлым // Материалы XIV Международной научной конференции «Искусство глазами молодых» 13–14 апреля 2023 / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; Красноярск: СГИИ имени Д.Хворостовского, 2023. С. 356–360.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
4. Голованов И.А., Усова О.В. Бела Ковач – представитель современной кларнетовой исполнительской школы Венгрии // Актуальные проблемы музыкальноисполнительского искусства. История и современность. Вып. 11: Материалы Международной научнопрактической конференции, Казань, 4 апреля 2018 года / Сост. Ю.С. Карпов, В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2019. C. 120–126.
5. Завьялов И.В., ХолодоваМ.В. Художественноинструктивные сочинения для кларнета соло в творческой практике композиторов XVIII–XXI веков // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 3. С. 44–50.
6. Крауклис В.Г. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Научно-популярная брошюра. М.: Музыка, 1970. 107 с.
7. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. С. 427–457.
8. Ларин Н.Н. Произведения для кларнета «а capella»: исторический обзор и анализ характерных черт // Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства: Материалы II Международной научно-практической конференции (МГИК, 2021) / науч. ред. О.А. Блок, П.Ю. Делий, В.В. Токмаков. М.: МГИК, 2021 С. 111–121.
9. Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М.: Советский композитор, 1977. 376 с.
10. Назайкинский Е.М. Стиль как маска // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования: Сборник статей. Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Государственный институт искусствознания. 2006. С. 17–23.
11. Сергеев А.В., АйзенштадтД.С. Формирование репертуара кларнетиста как педагогическая проблема // Актуальные вопросы в области духового исполнительского искус ства: Сборник статей. (МГИК, 2021) / науч. ред. О.А. Блок, П.Ю.Делий, В.В. Токмаков. М.: МГИК, 2021. С. 56–60.
12. Стогний И.С. Модусы интертекстуальности в музыке // Musicus. 2011. № 3–4. Июль декабрь. С. 28–33. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/ http://old.conservatory.ru/files/Musicus27_Stogniy.pdf (дата обращения: 10. 08.2024)
13. Devich Gábor rövid és hosszú távú célokról, művészi színvonalról. “Célom, hogy az operában és az Erkel színházban minden egyes opera- és balettelőadás alegmagasabb minőség igényével szólaljon meg”. Vol. XXIII. No. 6 URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://epa.oszk.hu/03000/03043/00030/pdf/ EPA03043_zenekar_2016_06_20-21.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
14. Kırankaya, H.G. Béla Kovács’ın Solo Klarnet İçin Yazdığı, “Hommage à N.Paganini” Adlı Yapıtı Yorumlamada 24 Teknik Öneri. Jass Studies-The Journal of Academic Social Science Studies, Year: 13, Number: 82. Winter, 2020. Pp. 293–308. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://jasstudies.com/sayi/a3a76189-aca4-4bab-8852-75c8d5fe141d.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
15. Klarinét újra és újra. URL: https://fidelio.hu/klasszikus/klarinet-ujra-es-ujra-26716.html (дата обращения: 10.08.2024).
16. Kovács Bélla. Hommages á Clarinet solo. Edition Darok. Woodwindmusic EDL 2103, 1994.
17. Kovács, Bélla. Weboldal (cайт Белы Ковача). URL: http://www.kovacsclarinet.hu/ (дата обращения: 10.08.2024).
18. Lawing Sarah Emily Lloyd. Musical borrowing in three Hommages by Bélla Kovács: a comparison of pieces for solo clarinet with peper for solo clarinet with repertoire by Debussy, Strauss, and Bartok. A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of the University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree, Doctor of Musical Arts, Athens, Georgia. 2012. P. 47. URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://getd.libs.uga.edu/pdfs/lawing_sarah_e_201205_dma.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
19. Spradlin Brandon. Research paper for a master’s recital of music for clarinet: for an actor: monologue for clarinet (in A) by Shulamit Ran, Five pieces for solo clarinet by Gordon Jacob, and Hommage á C.M. VON Weber, from Hommages for solo clarinet by Bélla Kovács. (May 2021). URL: https://opensiuc.lib.siu.edu/gs_rp/978/ (дата обращения: 10.08.2024).
20. Stoffan George. The clarinet in Hungary. Part 1: My conversation with Bélla Kovács // The clarinet. June 2021. Pp. 2–7.
21. Stoffan George. The clarinet in Hungary. Part 2: My conversation with the clarinet Faculty of the Liszt Academy of Music // The Clarinet; Columbus. 2021. Vol. 48. No. 4. Pp. 56–60. URL: https://www.proquest.com/scholarlyjournals/clarinet-hungary/docview/2766511034/se-2 (дата обращения: 10.08.2024).
22. 陳瑩蓉 指導教. “貝拉‧柯瓦奇《向理查‧史特勞斯致 敬》樂曲分析及詮釋-以《迪爾的惡作劇》為分析之 素材 姓名: 陳瑩蓉 指導教授”. 國立臺灣師範大學音樂 學系碩士班演奏組 碩士論文. 2016. 68 第. (Чен, Ин-Юнг. Анализ и интерпретация «Посвящение Рихарду Штраусу» Белы Ковача: на материале «Тиля Уленшпигеля»: магист. дис.: Национальный тайваньский педагогический университет, 2016. 68 с.). URL: https://www.airitilibrary.com/Article/Detail/U0021-G060290039M (дата обращения: 10.08.2024)
Рецензия
Для цитирования:
Бакуто C.В. От барокко до XX века: интертекстуальные рецепции в «Посвящениях» Белы Ковача. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(2):50-69.
For citation:
Bakuto S.V. From the baroque to the XX Century: intertextual receptions in the “Dedications” by Bela Kovach. ARTE. 2024;(2):50-69. (In Russ.)