Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Наследие китайского композитора У Цзуцяна в контексте рецепции традиций российской-советской композиторской школы

Аннотация

Содержание настоящей статьи посвящено актуальной для современного музыкознания проблеме определения конкретного влияния творчества корифеев российской-советской композиторской школы на наследие выдающихся деятелей академической музыкальной культуры КНР, в частности, У Цзуцяна – первого китайского композитора, закончившего Московскую консерваторию. На примерах его сочинений разных жанровых сфер демонстрируется многоплановость и избирательность восприятия им творческого опыта М.И. Глинки, кучкистов, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Н.Я.Мясковского, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра, С.Н. Василенко. Научная новизна статьи заключается в обобщении результатов изучения конкретных проявлений рецепции традиций русской-советской композиторской школы китайским музыкантом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что композиторские открытия У Цзуцяна, осуществлённые в его сочинениях под впечатлением от выдающихся произведений крупнейших российскосоветских авторов, инициировали плодотворные достижения в композиторском творчестве Китая XX–XXI веков. 

Об авторе

Чжао Юн
Хубэйский институт искусств и наук
Китай

Чжао Юн, преподаватель

Сянъян, 441053



Список литературы

1. Василенко С.Н. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006 / Биографический энциклопедический словарь. М.: Московская гос. консерватория, 2007. 665 c. С. 78–79.

2. Ли Мин, Бойко А.Н. Особенности влияния русской музыкальной культуры на китайских композиторов XX– XXI вв. (У Цзуцзян, Ду Минсинь и Чжу Цзяньэр) // Вопросы истории. 2021. № 5(2). С. 124–132.

3. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры. Дисс. канд. иск-я, М., 2003. 275 с.

4. Сунь Жожань. Образы гор и рек в китайском культурном сознании // Искусство и образование. 2020. № 6(128). С. 47–52.

5. Сяоянь Чжан. Национальный китайский балет как воплощение культурного синтеза (на примере знаковых постановок 50-х – 60-х гг. ХХ века) // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. № 3(50). С. 76–86.

6. Чжан Мини. Российско-китайская интеграция в музыкально-инструментальном исполнительстве: вопросы теории и специфики // Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 9. С. 1948–1955.

7. Чжао Юн. К вопросу музыкального взаимодействия России и Китая в сфере высшего музыкального образования // Основные тенденции развития музыкального образования и науки. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Государственной консерватории Узбекистана. Ташкент (РУ), 2022. С. 91–96.

8. Чжао Юн.Песня «Ласточка» в творчестве китайского композитора У Цзуцяна // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Песня в системе музыкальной культуры: история, теория и практика жанра». Новосибирск. НГК им. М.И. Глинки. 2023. С. 77–86.

9. Чжао Юн, Дубровская М.Ю. Китайско-российское музыкальное взаимодействие и творческое становление У Цзуцяна // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 122–131. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10051.

10. Чжао Юн, Дубровская М.Ю. У Цзуцян и становление китайско-российского взаимодействия в сфере академического музыкального искусства // Россия – Япония – КНР – Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества: сб. материалов Междунар. Конф. (25–26 сентября 2020). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. 207 с. С. 83–93.

11. Чжао Яньчжань. Национальный колорит русской музыкальной школы как фактор влияния на развитие китайской фортепианной музыки // Гуманитарные, социальные и общественные науки. Серия: Исторические. Культурология. Политические науки. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-koloritrus-skoy-muzykalnoy-shkoly-kak-faktor-vliyaniya-narazvitie-ki-tayskoy-fortepiannoy-muzyki (дата обращения: 26.06.2024)

12. Чжэн Л. К вопросу о влиянии Московской консерватории на развитие музыкальной культуры Китая // Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы. Материалы международной научной конференции седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. М., 2019. С. 136–145.

13. Чэнь Сидзэ. Становление профессии дирижёра в Китае: влияние российской школы, обретение самобытности. Дисс. канд. иск.-я. М., 2021.186 с.

14. Чэнь Синьхэн. Китайские балеты периода Культурной революции: связь с европейской традицией. Автореф. дисс. канд. иск.-я. Нижний Новгород. 2022. 26 с.

15. Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуаньжэнь и У Цзуцян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности). Дисс. канд. иск-я. СПб., 2013. 126 с.

16. 王晔.20世纪50年代中国作曲家留苏史事述评.哈尔 滨.哈尔滨师范大学博士学位论文.-2011年.-第87–92页. (Ван Е. Исследование музыкальных композиций китайских композиторов в 1950-х годах, созданных во время обучения в Советском Союзе. Автореф. канд. дисс. Харбин. 2011. 92 с.).

17. 李晓鸣. 琵琶与西洋管弦乐组合开拓多种演出形 式探究. 佳木斯大学社会科学学报, 2012, 04. 141–142 (Ли Сяомин. Исследование сочетания пипы и западного оркестра в контексте развития многообразных форм исполнения. Журнал общественных наук Университета Цзямусы. 2012. № 4. С. 141–142).

18. 牛小凤.吴祖强五首创作改编曲分析研究. 硕士论 文. 北京,中央音乐月学院.-2008年.-第56页. (Ню Сяофэн. Анализ и исследование пяти творений и адаптированной музыки У Цзуцяна. Магистерская диссертация. Пекин, Центральная консерватория. 2008. 56 с.)

19. 宋桂娟.俄罗斯音乐和教育在中国的影响//教育 科学.2022 年 1 月.第115页。(Сун Гуйцзюань. Влияние российского музыкально-педагогического образования в Китае // Педагогические науки. Выпуск № 1(115). Январь, 2022. URL: https://research-journal.org/pedagogy/ vliyanie-rossijskogo-muzykalno-pedagogicheskogoobrazovaniya-v-kitae/ (дата обращения: 26.06.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Юн Ч. Наследие китайского композитора У Цзуцяна в контексте рецепции традиций российской-советской композиторской школы. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(2):14-25.

For citation:


Yong Zh. The legacy of the Chinese composer Wu Zuqiang in the context of the reception of traditions the Russian-Soviet school of composition. ARTE. 2024;(2):14-25. (In Russ.)

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)