Нотный текст и контекст в работе с обучающимися
Аннотация
Профессиональное обучение игре на музыкальном инструменте предполагает обращение к нотному тексту. Педагогическая практика показывает, что учащиеся всех образовательных уровней, приступая к освоению репертуара, недостаточно внимательно вчитываются в нотный текст, содержащий концентрированную информацию о музыкальном сочинении, его авторе, композиторской школе, определённой эпохе (степень информативности при этом может быть разной). Предлагаемая работа намечает пути решения проблемы грамотного прочтения текста на этапе знакомства с произведением. Суть профессионального подхода заключается, во‑первых, в формировании умения адекватно воспроизвести в звуке всю систему текста – нотные знаки, авторские ремарки, обозначения динамики, темпа и других музыкально-выразительных средств, а во‑вторых, следуя одному из основополагающих принципов методики – идти от простого к сложному – научиться последовательно решать исполнительские задачи. В статье рассматриваются и сопоставляются определения нотного текста, взятые из разных источников, а также показывается, как на примере работы с текстом раскрывается контекст произведения, выявляется исполнительский подтекст, и как детальное изучение текста становится основой содержательной интерпретации.
Об авторе
С. Г. ЧайкинРоссия
Чайкин Сергей Германович, кандидат искусствоведения, профессор
660049, Красноярск
Список литературы
1. Аркадьев М. А. Эскиз философии дирижерского ремесла: URL: http://intoclassics.net/publ/4-1-0-118 (дата обращения 25.03.24).
2. Баранова С. Ю. Музыкальный текст: язык, знак, сигнал, символ // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Вып. 3 (15), 2009. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/334-article_35-6.html (дата обращения 20.08.2023).
3. Дёрдь Кроо. Если бы Шуман вел дневник / пер. с венг. М. Погани-Берталан. Будапешт: изд-во Corvina, 1966. 224 с. URL: https://royallib.com/book/kroo_dyord/esli_bi_shuman_vel_dnevnik.html (дата обращения 12.03.24).
4. Инкижекова М. С. Музыкальный текст как культурно-исторический феномен. Дис. …канд. культорол. наук. Абакан, 2001. 201 с. URL: https://www.dissercat.com/content/muzykalnyi-tekst-kak-kulturno-istoricheskiifenomen (дата обращения 12.03.24).
5. Корноухов М. Д. Текстоцентрическая парадигма обучения учащихся-музыкантов в инструментальном классе // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Кострома, 2011. Т. 17. С. 34–38.
6. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: «Музыка», 1988. 234 с.
7. Малинковская А. В. Исполнительская интерпретация музыкального произведения как объект исследования: к вопросу о доказательности теоретического суждения // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 4. С. 9–28.
8. Музыкальная энциклопедия, Т. 3. М.: «Советская энциклопедия», 1976. 1103 с.
9. Шуман Р. Вторая соната (соль минор) для фортепиано. М.: Музыка, 1972. 23 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чайкин С.Г. Нотный текст и контекст в работе с обучающимися. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(1):46-52.
For citation:
Chaykin S.G. Score and context in educational practice with students. ARTE. 2024;(1):46-52. (In Russ.)