Музыкальный театр Запада в постоперную эпоху
Аннотация
Цель статьи – представить поиски западными композиторами новых театрально-сценических форм во второй половине ХХ в. Привлечён и обобщен опыт музыковедческих и театроведческих публикаций российских авторов для показа картины изменений природы сценического синтеза, преобразования контактов «постоперного театра» с публикой. Освещаются главные тенденции «неоперного» взаимодействия «слова-действиямузыки» с учётом влияний на современный театр медиа-технологий. В центре внимания – антиопера (Дж. Кейдж, М. Кагель, Д. Лигети), мистериальный театр в творчестве К. Штокхаузена и американских композиторов (Ф. Гласс, С. Райх, Тан Дун), перформативный музыкальный театр (Ж. Апергис, Д.Шнабель, Х. Гёббельс, М. Монк). Рассмотрены общие признаки новых театральных моделей, дан ряд примеров их сценического воплощения. Для создания контекстного подхода предложены отсылки к специализированным изданиям по проблемам новых музыкально-сценических форм.
Об авторе
Г. А. ЕрёменкоРоссия
Ерёменко Галина Анатольевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки
630099, Новосибирск
Список литературы
1. Бакши Л.С. К проблеме синкретизма и универсализма в современном искусстве // Теория и история искусства. 2021. Вып. 3/4. С. 72–82.
2. Вилисов В. Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили. М.: изд-во АСТ, 2020. 320 с.
3. Кисеева Е. В. Проблема обновления оперного жанра в творчестве современных американских композиторов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 4. С. 42–46.
4. Кисеева Е. Некоторые драматургические и композиционные особенности ранних опер Ф. Гласса // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 3. С. 58–64.
5. Карпун Н. Антиопера как объект музыковедческого анализа: (на примере «Staatstheater» М. Кагеля) // Вестник Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2018. № 4. С. 53–55.
6. Крейнина Ю. В. Горький смех: (об опере Le Grand Macabre) // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: Сб. статей / Рос. ин-т искусствознания / сост. Ю. Крейнина. М.: РИИ, 1993. С. 76–90.
7. Коляденко Н.П., Мизюркина О. В. Синестетичность постановочных интерпретаций оперы И. Стравинского «Соловей» // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinesteticheskaya-interpretatsiya-opery-i-stravinskogo-olovey (дата обращения 15.02.2024).
8. Костелянец Р. Разговоры с Кейджем: пер. с англ. М.: Ад Маргнинем Пресс., 2015. 400 с.
9. Кривоногова Е. В. Типология оперной режиссуры в современной отечественной и критической мысли: К постановке проблемы // Opera musicologica. 2017. № 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-opernoy-rezhissury-v-sovremennoy-otechestvennoy-nauchnoy-i-kriticheskoy-mysli-k-postanovke-problemy (дата обращения: 17.06.2024). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/tipologiya-opernoy-rezhissury-v-sovremennoy-techestvennoy-nauchnoy-i-kriticheskoy-mysli-k-postanovke-problemy (дата обращения 15.02.2024).
10. Лиотар Ж. Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 54–66.
11. Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.
12. Махрова Э. В. Музыкальный театр: терминологический экскурс // Opera musicologica, 2019. № 3. C. 20–31.
13. Перформанс и перформативные практики в музыке рубежа XX–XXI веков: Монография / Отв. ред. В. Н. Демина, Е. В. Кисеева, А. В. Крылова. Ростов н/Д: изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2022. 500 с.
14. Петров В. Романтизм в постмодернистских тонах: об опере Маурисио Кагеля «Из Германии» // Музыкальная академия. 2017. № 3. С. 90–96.
15. Предоляк А.А. В поисках парадоксов Бытия (еще раз о «Свете» Карлхайнца Штокхаузена) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2007. № 4. С. 114–117.
16. Циммерман Б. А. Будущее оперы: (размышления о необходимости нового подхода к опере как театру будущего, 1965) // ХХ век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. С. 85–93.
17. Чечикова Ю. Макабр и эротика у Лигети: Эрос в опере Дьёрдя Лигети «Великий мертвиарх» // Музыкальная жизнь. 2019. № 3. С. 96–99.
Рецензия
Для цитирования:
Ерёменко Г.А. Музыкальный театр Запада в постоперную эпоху. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(1):14-23.
For citation:
Eremenko G.A. Musical theatre of the west in the post-opera era. ARTE. 2024;(1):14-23. (In Russ.)