Современная танцевальная музыка Кубы: феномен тимбы
Аннотация
Важную роль в современной популярной музыке играет латиноамериканская танцевальная традиция, в частности, такие жанры, как румба, мамбо, ча-ча-ча, пачанга, бугалу, сальса. Ведущим центром латиноамериканской музыки всегда была Куба. На волне популярности на рубеже XX–XXI столетий возникает новое явление – тимба, которую можно назвать вершиной эволюции танцевальной музыки Кубы. Тимба вызвала широкий общественный интерес во всем мире и в России, в частности. В условиях кризиса и стремительных изменений, происходящих в кубинском обществе, тимба стала символом национальной самоидентичности афро-кубинцев, сформировав особую субкультуру. При этом тимба вобрала в себя ключевые элементы предшествующих жанров, став квинтэссенцией стилевых и жанровых особенностей музыки Кубы. В статье дан исторический экскурс в танцевальную культуру Кубы с выявлением преемственных связей, отразившихся в современной кубинской тимбе. Выявляются характерные черты тимбы как нового стиля и субкультуры современного кубинского общества, с рассмотрением поэтического и хореографического кода этой субкультуры. Научная новизна данной работы связана с введением в отечественный обиход комплексной информации об эволюции кубинской танцевальной музыки (muґsica bailable) от истоков до настоящих дней, в том числе, целостной характеристики феномена тимбы – с позиции стиля и субкультуры.
Об авторах
М. М. ЧихачеваРоссия
Чихачёва Мария Михайловна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки
660049, Красноярск
М. Л. Кустова
Россия
Кустова Милада Леонидовна, независимый исследователь
Иркутск
Список литературы
1. Борхес А., Сардиньяс А. История касино и руэды де касино. Санкт-Петербург: Сальса по-русски, 2018. 104 с.
2. Вилабой С.Г., Вега О. Л. Куба. Взгляд на историю. Нью-Йорк: Ocean Press, 2015. 132 с.
3. Гавриков Ю. П. Куба: страницы истории. Москва: Наука, 1979. 168 с.
4. Даннерберг А.Н. Кубинская сантерия: опыт религиозного синкретизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 150–160.
5. Доценко В. Р. История музыки Латинской Америки: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дис. … доктора искусствоведения. Москва, 2014. 600 с.
6. Канизарес Р. Кубинская сантерия. Жизнь и духовные традиции афроамериканцев / перевод Т. Дороничевой. М.: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 188 с.
7. Карбонеро Г. Ч. От кубинского контраданса к касино. СПб.: Сальса по-русски, 2021. 54 с.
8. Карпентьер А. История музыки Кубы от средневековья до современности. М.: Госмузиздат, 1962. 164 с.
9. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. Москва: Музыка, 1994. 157 с.
10. Котов В. А. Son Habanero и аспекты его изучения в кубинском музыкознании: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дис. … кандидата искусствоведения: защищена 26.02.2016. Москва, 2013. 173 с.
11. Кряжева И. А. Музыка Испании и Латинской Америки. Исторические очерки: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дис. … доктора искусствоведения. Москва, 2007. 295 с.
12. Ларин Е. А. Новейшая история стран Латинской Америки: Куба: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 171 с.
13. Ларин Е. А. Политическая история Кубы XX века: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2007. 182 с.
14. Наварете Р. Куба. Полная история страны. М.: АСТ, 2023. 352 с.
15. Пичугин П. А. Краткий очерк истории кубинской музыки // Музыкальная культура стран Латинской Америки / сост., общ. ред. и примеч. П. Пичугина. М.: Музыка, 1974. С. 15–76.
16. Платонова О. А. Сальса и сантерия: к проблеме десакрализации ритуала // Обсерватория культуры. 2015. № 3. С. 52–58.
17. Платонова О. А. Сальса как феномен латиноамериканской культуры: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дис. … кандидата искусствоведения: защищена 26.02.2016. Москва, 2015. 226 с.
18. Рамос Х.А.А. Формирование кубинского национального самосознания // Кубинская этнография: статьи и материалы. М.: Наука, 1983. С. 46–54.
19. Сапонов М. А. Музыкальная культура Кубы: к проблеме народных традиций в профессиональном композиторском творчестве. М., 1976. 21 с.
20. Чапо П. Д. Африканские племенные знаки и названия рабов на Кубе // Кубинская этнография. М.: Наука, 1983. С. 35–46.
21. Boggs V. W. Salsiology: Afro-Cuban Music and the Evolution of Salsa in N. Y. City. USA: Praeger, 1992. 400 p.
22. Crook L. A Musical Analysis of the Cuban Rumba // Latin American Music Review. 1982. Vol. 3, № 1, Spring-Summer. P. 92–123.
23. Flores J. From Bomba to Hip-Hop: Puerto Rican Culture and Latino Identity. Columbia: Columbia University Press, 2000. 272 p.
24. Flores J. Salsa Rising: New York Latin Music of the Sixties Generation. Oxford: Oxford University Press, 2016. 284 p.
25. Manuel P. The Anticipated Bass in Cuban Popular Music // Latin American Music Review. 1985. Vol. 6, № 2, Autumn-Winter. P. 249–261.
26. Mauleon R. Salsa Guidebook: For Piano and Ensemble. Petaluma: Sher Music Co, 2005. 259 p.
27. Orovio H. Diccionario de la música cubana. Biográfico y técnico. Cuba: Letras Cubanas, 1981. 442 p.
28. Ortiz F. Contrapunto cubano del tabaco y el azucar. La Habana: Consejo nacional de cultura, Ed. Universitaria, 1963. 490 p.
29. Ortiz F. La africania de la musica folclorica de Cuba. La Habana: Ministerio de Educacion, 1954. 477 p.
30. Pasmanick P. «Décima» and «Rumba»: Iberian Formalism in the Heart of Afro-Cuban Song // Latin American Music Review. 1997. Vol. 18, № 2, Autumn-Winter. P. 252–277.
31. Perna V. Timba: The Sound of the Cuban Crisis. London and New York: Routledge, 2016. 376 p.
32. Ratia K. H. Las voces africanas en las canciones de los Van Van y otros grupos de música popular cubana: trabajo de fin de máster en Filología Española: junio 2015. Helsinki, 2015. 98 p.
33. Salazar M. Mambo Kingdom: Latin Music in New York. USA: Schirmer Trade Books, 2002. 309 p.
Рецензия
Для цитирования:
Чихачева М.М., Кустова М.Л. Современная танцевальная музыка Кубы: феномен тимбы. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(1):24-36.
For citation:
Chikhacheva M.M., Kustova M.L. Contemporary dance music of Cuba: timba phenomenon. ARTE. 2024;(1):24-36. (In Russ.)