Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Любите ли вы Брамса: пианистическое мастерство. К 190-летию со дня рождения композитора

Аннотация

Статья посвящена фортепианным сочинениям Иоганнеса Брамса, одного из наиболее сложных и противоречивых композиторов поздней стадии западноевропейского романтизма. В его творчестве наблюдается парадоксальный синтез академических традиций и новых романтических веяний. Исполнительская и педагогическая практика должны адекватно реагировать на соотношение художественного образа, технологическую фиксацию и выработку реализующих приёмов. Предмет данной работы – особенности стиля, которые приобретают роль основополагающих констант, позволяющих сделать вывод о «непианистичности» фортепианного творчества И.Брамса. В ходе исследования использовалась методика целостного анализа, включающая в себя рассмотрение различных выразительных средств, диагностирующая противоречивость их применения. Автор выделяет три основные константы фортепианного творчества композитора: оркестровость, виртуозность и медитативность. Доказательно рассматриваются разные сочинения И.Брамса: концерты, вариации, интермеццо. В качестве выводов подтверждается парадоксальность брамсовского стиля, необходимость грамотной расшифровки нотного текста и владения широкой палитрой выразительных средств фортепиано для показа анализируемых констант.

Об авторе

Н. М. Смирнова
Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова
Россия

Наталья Михайловна Смирнова, кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано

410012, Саратов, Российская Федерация



Список литературы

1. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка, 1991. 320 с.

2. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 344 с.

3. Зайцева М.Л. Особенности музыкального мышления Иоганнеса Брамса // Траектория науки. Международный электронный научный журнал. 2016. Т. 2. № 9 (14). С. 1.1.–1.9.

4. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 413 с.

5. Литвих Е.В. Интермеццо И.Брамса ор. 119 № 3: неклассические тенденции в музыке позднего романтизма // Философия и культура. 2021. № 12. С. 33–45.

6. Роговой С.И. Письма Иоганнеса Брамса. М.: Композитор, 2003. 496 с.

7. Роговой С.И. Письма Иоганнеса Брамса: Автореф. дис. доктора искусствоведения. 17.00.02. М., 2004. 43 с.

8. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие. В 3-х т. Т. 2. М.: Музыка, 1983. 219 с.

9. Соколов А.С. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века // Двенадцать этюдов о музыке. М.: МГК, 2001. С. 101–109.

10. Хейбергер Р.Фрагменты из «Воспоминаний о Брамсе» // Музыкальная академия. 1999. № 3. С. 222–238.

11. Царева Е.М. Иоганнес Брамс: Автореф. … доктора искусствоведения. М., 1990. 46 с.


Рецензия

Для цитирования:


Смирнова Н.М. Любите ли вы Брамса: пианистическое мастерство. К 190-летию со дня рождения композитора. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(4):43-52.

For citation:


Smirnova N.M. Do you love Brahms: the pianist’s mastery. To the 190th anniversary of the birth of the composer. ARTE. 2023;(4):43-52. (In Russ.)

Просмотров: 505


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)