Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Черты барокко в симфонических произведениях дальневосточного композитора Александра Новикова

Аннотация

Творчество дальневосточного композитора А.В. Новикова отразило тенденцию необарокко. Целью настоящей работы является исследование жанровых, интонационно-стилевых, композиционных черт его симфонических произведений: Концерта “Viva la academia” и Кончертино «Послесловие». В задачи входит наблюдение за ассимиляцией барочной традиции, преобразованиями интонационных, жанровых и композиционных прототипов. Выявлены особенности преломления музыкальной риторики, жанрового и структурного синтеза. Сравнение показало, что сжатию барочного концертного цикла до одночастности сопутствовало включение новых принципов формообразования. Очертания инвенции и концертной формы индивидуализированы посредством черт крещендирующей и сонатной форм, соответственно. В Концерте это приводит к структурной модификации. В ярком сопоставлении аффектов Кончертино просматривается логика слитной сюиты и французской увертюры, что ближе принципу композиционной деконструкции. «Отсвет» стиля старинной музыки ощущается во введении модальных закономерностей в тональный и полифонический контекст, который усложнён в переосмыслении художника XX в., а также в приёмах концертирования. Авторская интерпретация барочной стилистики напоминает о реконструкции (Концерт) и деконструкции (Кончертино) семантики ушедшей эпохи, обогащённой аллюзиями монументального генделевского и романтического стиля. Функции старинных моделей, интересовавших композитора как средство получения новых тенденций смыслообразования, как выражение культа новаторства барокко и современности, в преподнесении А. Новикова расширены и направлены на цели художественной коммуникации высокого искусства со слушателем.

Об авторе

Т. В. Лескова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Лескова Татьяна Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкального воспитания и образования

191086, Санкт-Петербург, Российская Федерация



Список литературы

1. Денисов А.В. К проблеме исторического исследования музыкальной семантики // Сравнительное искусствознание – XXI век. Вып. 2. СПб., 2021. С. 180–192.

2. Дружинин С.В. Система средств музыкальной риторики в оркестровых сюитах И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Г.Ф. Телемана: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2002. 210 с.

3. История современной отечественной музыки. Вып. 3. М.: Музыка, 2001. 659 с.

4. Лескова Т.В. Творчество композиторов Дальнего Востока России: учеб. пособие. Хабаровск: ХГИК, 2017. 362 с.

5. Морева Е.А. Интертекстуальность в практике музыкальной композиции // Таврический научный обозреватель. 2016. № 10(15). С. 124–129. URL: www.tawr.science (дата обращения: 07.12.2023).

6. Пыльнева Л.Л. Преломление барочных принципов в творчестве композиторов Сибири // Вестник музыкальной науки. 2018. № 1(19). С. 157–165.

7. Холопов Ю.Н. Концертная форма у И.С. Баха // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974. С. 119–149.

8. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. 496 с.

9. Шпагина А.Ю. Необарочные тенденции в инструментальном творчестве петербургских композиторов 1960–1990-х годов: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2006. 20 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лескова Т.В. Черты барокко в симфонических произведениях дальневосточного композитора Александра Новикова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(4):25-34.

For citation:


Leskova T.V. Features of baroque in the symphonic works of the far eastern composer Alexander Novikov. ARTE. 2023;(4):25-34. (In Russ.)

Просмотров: 363


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)