Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Вопросы исполнительской интерпретации хореографической поэмы М. Равеля «Вальс» в транскрипции для фортепиано

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей исполнительской трактовки хореографической поэмы Мориса Равеля «Вальс» для сольного фортепиано. На фоне обширной российской равелианы именно эта тема не получала подробного освещения. Автор обозначает ряд проблемных аспектов, которые возникают перед исполнителем «Вальса», и рассматривает их в опоре на собственный концертный опыт и в сравнении трактовок известных современных пианистов Ван Юйцзя и Беатриче Рана, отличающихся индивидуальным стилем. Отмечается, что исполнительская концепция выстраивается на основе понимания композиторского замысла, идейнообразного содержания, жанровой специфики, фактурных решений и знания оркестровой партитуры поэмы. В ходе исполнительского анализа особое внимание уделено некоторым деталям (полиритмия, арпеджио, агогические приёмы, хроматические пассажи), фрагментам трёхстрочного клавира, которые в практике пианистов получают различные варианты прочтения. В завершении сделаны выводы о двуплановости музыкально-смыслового содержания «Вальса», предлагаемой М. Равелем вариативности трактовки, но недопустимости упрощения и искажения художественной идеи. Уникальный равелевский синтез танцевальности, театральности и симфонизма дают основание рекомендовать пианистам исполнять «Вальс» как темброво-красочную, пространственно зримую, фортепианно-сценическую картину. 

Об авторе

Ван Бици
Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Россия

Ван Бици, ассистент-стажёр фортепианного факультета, (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

630099, Новосибирск



Список литературы

1. Алексеев А.Д. Французская фортепианная музыка конца XIX – начала XX века. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 220 с.

2. Алексеев А.Д. Французские пианисты и композиторы конца XIX – начала XX века // История фортепианного искусства: В 3 ч. Ч. 3. М.: Музыка, 1982. URL: https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/alekseev_ifi2.htm (дата обращения: 18.03.2023).

3. Басс В.В. Претворение фольклорных танцевальных прообразов в «Испанской рапсодии» Мориса Равеля // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10. № 4. С. 91–107.

4. Жаркова В.Б. Прогулки в музыкальном мире Мориса Равеля (в поисках смысла послания Мастера). Киев: Автограф, 2009. 528 с.

5. Захарбекова И.С. Музыкальный театр Мориса Равеля: «Вальс» и «Болеро» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. № 3. С. 160–177.

6. Кокто Ж. Равель // Кокто Ж. Портреты-воспоминания: Эссе / пер. с фр. В. Кадышева и Н. Мавлевич; сост., предисл. и коммент. В. Кадышева. М.: Известия, 1985. С. 91–93.

7. Крейн Ю.Г. Симфонические произведения Мориса Равеля. М.: Музгиз, 1962. 224 с.

8. Мартынов И.И. Морис Равель. М.: Музыка, 1979. 335 с.

9. Равель в зеркале своих писем / сост. М. Жерар, Р. Шалю. Л.: Музыка, 1988. 248 с.

10. Романец М.С. Опусы-варианты в творчестве М. Равеля // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 4. С. 27–32.

11. Смирнов В.В. Морис Равель и его творчество. Л.: Музыка, 1981. 224 с.

12. Цыпин Г.М. Морис Равель. М.: Музгиз, 1959. 136 с.

13. 刘明;拉威尔改编作品的配器手法及其特点;星海音乐学院学报;2013年03期;第84–89页 (Лю Мин. Оркестровка адаптаций Равеля и их особенности // Журнал Синьхайской музыкальной консерватории. Август 2013 г. С. 84–89).

14. 梅叶琳;拉威尔钢琴独奏版《La Valse》的音乐表现手法与演奏分析;四川;2021年3月1日 (Мэй Елинь. Музыкальное выражение и анализ исполнения «Вальса» Равеля для фортепиано соло. Сычуань, 1 марта 2021 г.).

15. 奥伦斯坦,李苏眉;拉威尔的音乐美学;音乐艺术:上海音乐学院学报;1986年第2期;第54–61页 (Оренштейн, Ли Сумей. Музыкальная эстетика Равеля // Музыкальное искусство. 1986. Т. 2. С. 54–61).

16. 崔岚;拉威尔钢琴作品的表演艺术;乐府新声 (沈阳音乐学院学报);2014年第1期;第208–214页 (Цуй Лань. Искусство исполнения фортепианных произведений Равеля // Ле Фу Синь Шэн. 2014. Т. 1. С. 208–214).


Рецензия

Для цитирования:


Бици В. Вопросы исполнительской интерпретации хореографической поэмы М. Равеля «Вальс» в транскрипции для фортепиано. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):55-64.

For citation:


Biqi W. QUESTIONS OF PERFORMING INTERPRETATION OF M. RAVEL’S CHOREOGRAPHIC POEM “WALTZ” IN TRANSCRIPTION FOR PIANO. ARTE. 2023;(2):55-64. (In Russ.)

Просмотров: 501


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)