Претворение жанра волшебной сказки в опере Ц.А. Кюи «Снежный Богатырь»
Аннотация
История жанра детской оперы в России – одна из актуальных тем современного отечественного музыкознания. В то же время многие сочинения композиторов, осуществивших важнейший вклад в становление и развитие жанра в первые десятилетия XX века, ещё не получили развёрнутого осмысления в научной литературе. Данная статья посвящена неизученной детской опере-сказке Ц.А. Кюи «Снежный Богатырь» (1905 г.), которая репрезентирует жанр в творчестве композитора. В центре внимания авторов работы – либретто и композиция «Снежного Богатыря», рассматриваемые во взаимосвязи со структурно-жанровыми закономерностями сказки. Как показало исследование, либретто оперы Ц.А. Кюи демонстрирует коллаборацию разных сюжетных и образно-смысловых мотивов, создающих богатые интертекстуальные связи с мировым фондом сказок, былин, легенд, преданий; в сюжетно-композиционной логике «Снежного Богатыря» последовательно реализуется модель волшебной сказки.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. ХолодоваРоссия
Холодова Мария Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент
660049, Красноярск
С. С. Ершов
Россия
Ершов Сергей Сергеевич, преподаватель
660049, Красноярск
Список литературы
1. Алексеев Г.А. Опера Ц. Кюи «Матео Фальконе»: особенности драматургии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 130. С. 223–229.
2. Аникин В.П. О чем говорят народные сказки // Литература в школе. М., 1970. Вып. 3. С. 4–13.
3. Бахтин Н.Н. Обзор детских опер. С обозначением декораций и количества и качества голосов и хоров. Петроград: Тип. Имп. училища глухонемых, 1915. 48 с.
4. Гаврилова Л.В. Опера «Кавказский пленник» Цезаря Кюи: из забвения к возрождению? // Вестник музыкальной науки. 2019. № 4 (26). С. 14–22.
5. Ермаков А.А. Жанровые особенности детской оперы для любительского театра (на примере творчества уральских композиторов): дис. … канд. искусствовед. Екатеринбург, 2012. 182 с.
6. Изуграфова Н. Детская опера в контексте современной музыкальной культуры // Научный вестник Одесской государственной музыкальной академии им. А.В. Неждановой. 2008. № 9. С. 110–123.
7. Лапина М.Е. Воплощение образов русских народных сказок в оперном творчестве Ц. Кюи (на примере анализа оперы «Иванушка-дурачок») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (51). C. 99–104.
8. Лапина М.Е. Сказка в музыкальном театре: сценические особенности детских опер Ц. Кюи // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. № 1 (4). С. 114–116.
9. Лапина М.Е. Феномен детства в культурном наследии Ц.А. Кюи // Вестник СПбГИК. 2015. Вып. 4 (25). С. 73–79.
10. Лесовиченко А.М. Детская музыка как область композиторского творчества. Отражение представлений о детстве и ранней юности в произведениях композиторовклассиков: монография. Саарбрюккен: LAP, 2012. 296 с.
11. Лесовиченко А.М. Детская музыка как феномен музыкальной культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа // Музыкальное искусство и образование. 2013. Вып. 3. С. 100–105.
12. Медведева Ю. Опера Ц.А. Кюи «Сын мандарина»: между востоком и западом // Учёные записки РАМ имени Гнесиных. 2023 № 1(44). С. 41–54.
13. Мелетинский Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки / Е. М Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. Вып. 236. С. 130.
14. Немировская И.А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX – первой половины XX веков: автореферат дис. … докт. искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 48 с.
15. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки: монография. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
16. Пропп В.Я. Морфология сказки: монография. Л.: Academia, 1928. 152 с.
17. Пропп В.Я. Русский героический эпос: монография. 2-е изд., испр. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. 603 с.
18. Сказка и её отличие от былины. Русский эпос // Яродом-журнал. URL: https://yarodom.livejournal.com/2009339.html (дата обращения: 01.05.2023).
19. Сорокина Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века: дис. … канд. искусствоведения. Тамбов, 2006. 183 с.
20. Стефанович Д.В. Русская детская опера конца XIX – начала XX века // Сборник статей по материалам V Всероссийской конференции. СПб., 2019. С. 55–61.
21. Холодова М.В., Ершов С.С. Детские оперы Ц.А. Кюи: история создания и сценическая судьба // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 2. С. 25–36.
22. Холодова М.В., Семенцова Е.Д. «“Пиром” я доволен, “Пир” – вышел!»: к 120-летию премьеры оперы Ц.А. Кюи Проблемы музыкальной науки. 2021. № 2. С. 39–48.
23. Холодова М.В., Семенцова Е.Д. «Капитанская дочка» Ц.А. Кюи (из истории создания и постановок оперы) // Проблемы музыкальной науки. 2022. № 4. С. 65–74.
Рецензия
Для цитирования:
Холодова М.В., Ершов С.С. Претворение жанра волшебной сказки в опере Ц.А. Кюи «Снежный Богатырь». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):33-44.
For citation:
Kholodova M.V., Ershov S.S. THE IMPLEMENTATION OF THE FAIRY TALE GENRE IN THE OPERA “THE SNOW BOGATYR” BY C.A. CUI. ARTE. 2023;(2):33-44. (In Russ.)