Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Сквозь призму времени: «Страсти по Матфею» Бента Сёренсена

Аннотация

Во второй половине ХХ – начале ХХI веков жанр пассионов переживает подлинное возрождение. Композиторы стремятся наполнить его новым содержанием, обновить его композиционную структуру. К сочинениям, демонстрирующим оригинальный подход к жанру, принадлежат «Страсти по Матфею» датского композитора Бента Сёренсена, мировая премьера которых состоялась в Осло в 2021 году. В данной статье раскрывается специфика художественной концепции произведения, предпринимается анализ его образной сферы, композиционных и драматургических особенностей. Показано, что в основе замысла лежит паломничество, путешествие в прошлое, к распятию, и обретение веры. Специфику сочинения определяет драматургическая двуплановость, реализующаяся на разных уровнях: в либретто – через компоновку духовных и светских текстов на латинском и английском языках; в образной сфере – через наличие двух тематических линий (любви духовной и чувственной) и двух времён (прошлого и настоящего); в музыкальном языке – посредством совмещения разных композиторских техник (тональности и сонорики) и разнородного стилистического материала (своего и чужого). В итоге произведение Б. Сёренсена предстаёт как многокомпонентное художественное целое, в котором божественное и человеческое, личное и всеобщее отражаются сквозь призму времени и диалога культур. 

Об авторах

С. В. Дудоладова
Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова
Россия

Дудоладова София Владимировна, студентка II курса кафедры теории музыки и композиции

185031, Петрозаводск



Е. Г. Окунева
Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова
Россия

Окунева Екатерина Гурьевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции

185031, Петрозаводск



Список литературы

1. Окунева Е.Г. Новый романтизм в датской музыке: о творческом методе Бента Сёренсена // Проблемы музыкальной науки. 2022. № 1. С. 93–108.

2. Рау Е.Р. Жанр пассиона в музыкальном искусстве: общий исторический путь и судьба в ХХ–ХХI вв.: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Российский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена. СПб., 2018. 329 с.

3. Рау Е.Р. Пассионы: история и черты жанрового архетипа // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 87–92.

4. Povlsen J. Komponisten og drømmefangeren, Bent Sørensen // Koda. Juni 26. 2018. URL: https://www.koda.dk/om-koda/nyheder/komponisten-og-drommefangeren-bent-sorensen (дата обращения: 17.01.2023).

5. Salmenhaara E. Das musikalische Material und seine Behandlung in den Werken Apparitions, Atmospheres, Aventures und Requiem von György Ligeti. Helsinki, 1969. 203 p.

6. Sørensen B. St. Matthew Passion (2019): programme note // Wise Music Classical. URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/60751/St-Matthew-Passion–BentS%C3%B8rensen/ (дата обращения: 10.02.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Дудоладова С.В., Окунева Е.Г. Сквозь призму времени: «Страсти по Матфею» Бента Сёренсена. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):20-32.

For citation:


Dudoladova S.V., Okuneva E.G. THROUGH THE PRISM OF TIME: THE MATTHEW PASSION BY BENT SØRENSEN. ARTE. 2023;(2):20-32. (In Russ.)

Просмотров: 437


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)