Из истории жанра танго: на пути к формированию стилистического облика танца
Аннотация
В культуре ХХ века танго признано абсолютным кумиром и широко востребованным жанром музыкально-танцевального и концертноисполнительского искусства. Информация об аргентинском феномене кажется всеохватной и исчерпывающей, однако большинство сведений носят преимущественно популярно-ознакомительный характер. В исследовательских работах отечественных и зарубежных авторов заметно расхождение мнений в отношении многих вопросов, таких как этимология термина, история и географические истоки происхождения, границы этапов развития и разновидности жанра танго. Цель данной статьи – внести (на основе сведений отечественных и зарубежных публикаций) уточнения в существующую периодизацию истории танго и показать стилистические особенности двух разновидностей – креольской и аргентинской – танго на этапе формирования и стабилизации жанра. Материалом анализа стали показательные сочинения, среди которых “El entrerriano” Р. Мендисабаля, “El Choclo” А. Вильольдо и “El amanecer” Р. Фирпо.
Об авторе
А. А. СушляковаРоссия
Сушлякова Ася Александровна, аспирант, (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Г.А. Еременко)
630099, Новосибирск
Список литературы
1. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. С. 5–44.
2. Косичева Л.А. История «кукурузного» танго // Латинская Америка, 2014. № 1. С. 77–93.
3. Пичугин П.А. Аргентинское танго. М.: Музыка, 2010. 262 с.
4. Пичугин П.А. Латиноамериканская музыка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 3. М.: Сов. энциклопедия, 1976. С. 171–178.
5. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. М.: Музыка, 1977. 160 с.
6. Aragón A. El tango en Buenos Aires: entretenimiento, circulación e identidades enla ciudad (1900–1914), Buenos Aires: Universidad de San Andrés, 2021. 183 p.
7. Gubner J. Tango, Not-For-Export: Participatory Music-Making, Musical Activism, and Visual Ethnomusicology in the Neighborhood Tango Scenes of Buenos Aires, Los Angeles: University of California, 2014. 390 p.
8. Lamas H. – Binda E. El tango enla sociedad porteña (1880–1920). Buenos Aires: Héctor Lorenzo Lucci Ediciones, 1998. 367 p.
9. Munarriz A. TANGO… The Perfect Vehicle The dialogues and sociocultural circumstances informing the emergence and evolution of tango expressions in Paris since thelate 1970s. Toronto: Graduate program in music york university, 2015. 263 p.
10. Scassellati M. The Italian Influence on Tango Argentino. Graz: Institut für Musikwissenschaft, 2018. 125 p.
11. Selles R. El entrerriano – Historia de “El entrerriano” y sus principales grabaciones URL: https://www.todotango.com/historias/cronica/380/El-entrerriano-Historia-deEl-entrerriano-y-sus-principales-grabaciones/ (дата обращения: 18.02.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Сушлякова А.А. Из истории жанра танго: на пути к формированию стилистического облика танца. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):12-19.
For citation:
Sushlyakova A.A. FROM THE HISTORY OF THE TANGO GENRE: TOWARDS A STYLISTIC SHAPE OF DANCE. ARTE. 2023;(2):12-19. (In Russ.)