Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Тематический процесс в Фортепианном трио № 2 Ф. Мендельсона-Бартольди

Аннотация

Объектом исследования в настоящей статье стало одно из поздних сочинений немецкого композитора-романтика Феликса МендельсонаБартольди – Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано. Актуальность заявленной темы вызвана, во-первых, нарастающим в последние годы исследовательским интересом к творчеству композитора, во-вторых, развернувшимися в современной музыке необарочными тенденциями, связанными с использованием в качестве тематического материала инструментальных опусов хоральных песнопений. Новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые рассматривается тематический процесс в камерно-инструментальном сочинении Ф. Мендельсона-Бартольди, основанном на протестантском хорале. Изучению функции хорала в Трио предшествует обоснование выбора Ф. Мендельсона-Бартольди – родоначальника тенденции к возрождению барочных жанров в эпоху романтизма. Автор статьи приводит примеры использования протестантского хорала в сочинениях композитора и его современников, раскрывая процесс становления, преобразования и драматургических функций темы хорала “Gelobet seist…”. 

Об авторе

М. Н. Останина
Кузбасский колледж искусств
Россия

Останина Мария Николаевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

654007, Новокузнецк



Список литературы

1. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып. 2. М.: Музыка, 2008. 304 с.

2. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.

3. Гончаренко С.С. Интегрирующие процессы в музыкальной форме // Вестник Томского государственного университета. № 360. Томск, 2012. С. 60–64.

4. Дамс В. Феликс Мендельсон-Бартольди / пер. с нем. Л.А. Мазель. М.: Музыкальный сектор, 1930. 54 с.

5. Демешко Г.А. В диалоге с Бахом: о новых комментирующих композициях в музыке ХХ в. // Вестник музыкальной науки. Т. 7, № 2. Новосибирск, 2019. С. 5–17.

6. Коробейников С.С. Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма: на примере произведений Ф. Мендельсона и М. Регера. Новосибирск, 2001. 23 с.

7. Поризко Е. И. Мендельсон и Мейербер: к вопросу о творческих пересечениях двух композиторов сквозь призму цитаты хорала “Ein’ feste Burg ist unser Gott“// Вестник музыкальной науки. Т. 9, № 3. Новосибирск, 2021. С. 13–28.

8. Поризко Е.И. Ф. Мендельсон-Бартольди. Органные сонаты op. 65: особенности синтеза сонатной формы и фуги. СПб.: Композитор, 2022. 80 с.

9. Ручьевская Е.А. Функция музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 160 с.

10. Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: сб. науч. трудов / сост. Г.И. Ганзбург. Харьков, 1995. 169 с.

11. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847). 200 лет со дня рождения. Сб. ст. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2009. 92 с.

12. Хоральные мелодии, используемые в вокальных произведениях Баха. Gelobet seist du, Jesu Christ. Режим доступа: https://bach-cantatas.com/CM/Gelobet-seist-du.htm (дата обращения 23.03.2023).

13. Johann Sebastian Bach. 371 vierstimmige Choralgesänge. Leipzig: Veb Brietkopf & Häptel musikverlag Leipzig, 1978. 178 p.

14. Larry Todd R. Mendelssohn(–Bartholdy), (Jacob Ludwig) Felix // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by Stanley Sadie. London, Macmillan Publishers Limited, 2001. Pp. 2159–2246.

15. Reti R. The thematic process in music. London, 1961. 362 p.


Рецензия

Для цитирования:


Останина М.Н. Тематический процесс в Фортепианном трио № 2 Ф. Мендельсона-Бартольди. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):5-11.

For citation:


Ostanina M.N. THE THEMATIC PROCESS IN PIANO TRIO NO. 2 BY F. MENDELSSOHN-BARTHOLDY. ARTE. 2023;(2):5-11. (In Russ.)

Просмотров: 447


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)