Становление художественного образования Харбина конца XIX – начала XX веков
Аннотация
В статье рассматривается сценарий развития системы художественного образования города Харбина в конце XIX – начале XX веков. На основе анализа собранной и систематизированной информации, как из китайских, так и российских источников, реконструирована целостная, относительно полная картина постепенного формирования системы обучения художников в этом городе: от студий до высших учебных заведений. Подчёркивается, что важную роль в данных процессах сыграли русские художники, в частности Михаил Александрович Кичигин (1883–1968). Уроженец Пермской губернии, выпускник Строгановского художественнопромышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в 1921 году он переехал в Харбин, где вместе с единомышленниками организовал работу художественной студии «Лотос», просуществовавшей до 1932 года. Деятельность этого заведения, обучавшего детей как местных жителей, так и приезжих всех национальностей, стала примером не только для мигрантов из России, но и китайских энтузиастов, сделавших многое для развития отечественной художественной культуры. В качестве примера в статье отмечены такие учреждения, как Первая специальная районная художественная школа Восточной провинции, Харбинский художественный колледж, Провинциальный колледж изящных искусств специального округа Восточной провинции и другие. Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что в 1920–1930-х годах город Харбин был одним из самых динамично развивающихся мегаполисов мира, в том числе и в области художественной культуры.
Об авторах
Ху ВэньвэньРоссия
Ху Вэньвэнь, аспирант 2-го года обучения; преподаватель
660049, Красноярск; 450001, Чжэнчжоу
Л. Р. Строй
Россия
Строй Лилия Ринатовна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных наук и истории искусства, и.о. первого проректора
660049, Красноярск; 660064, Красноярск
Список литературы
1. / Департамент образования специальных округов Восточной провинции. Отчёт школы надзора и руководства Департамента образования специальных округов Восточной провинции // Архив Департамента образования Специального административного района Восточной провинции за первый семестр 1930 года. 1930. С. 1–2.
2. / Киричков И.В. Идентичность Харбина: опыт регенерации историко-культурной среды // Электронный научноисследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2019. № 1. С. 44–56.
3. / Кузнецова-Кичигина В.Е. Русский Харбин. Москва: Издательство Московского университета, 1948. 204 с.
4. / Ли Шусяо. О симбиозе и диверсификации истории и культуры Харбина // Ежегодное собрание академиков социальных наук провинции Хэйлунцзян. 2008. 614 с.
5. / Последние новости о реорганизации Американской академии наук // Биньцзян Таймс. 27.07.1930.
6. / Юй Гуаньчао. Исследование раннего искусства и культуры в городе Харбин // Жэньминь жибао Пресс. 2020. 204 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вэньвэнь Х., Строй Л.Р. Становление художественного образования Харбина конца XIX – начала XX веков. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(1):68-74.
For citation:
Wenwen H., Stroj L.R. The formation of Harbin’s art education in the late XIX–early XX centuries. ARTE. 2023;(1):68-74. (In Russ.)