Эстетик-византиец: Ю. Борев как актёр в фильме «Ярослав Мудрый» Г. Кохана
Аннотация
В данной статье рассматривается феномен актёрской игры ведущего советского эстетика Ю. Борева в фильме Г. Кохана «Ярослав Мудрый» (1981), где он мастерски воплотил образ византийского посла, олицетворяющего эстетический консерватизм и монархизм. Отмечается, что особый интонационный профиль, соединяющий тон приказа и бюрократическое бормотание, создаёт яркий комический эффект. Сам персонаж в образной системе кинокартины должен был показать эмансипацию Руси от Византии. Ключи к такой актёрской игре находятся в работах Ю. Борева о комическом. Учёный доказывал, что комизм включает в себя автоматизацию речи и дискурсивное самодовольство, а бюрократический тип мысли является преимущественным предметом комического изображения, что комизм не противоречит экфрасису и ожившей картине. Как показало исследование, реализация данных теоретических положений в актёрской игре Ю. Борева позволила усилить драматизм фильма, превратив его из иллюстрации исторических событий с простым присвоением людям далёкого прошлого эмоций и сомнений более поздней эпохи в вполне убедительную реконструкцию системы власти древней Руси. Именно благодаря художественной интерпретации Ю. Борева в фильме удалось показать эстетическое самоопределение Руси, не сводящееся к простому противопоставлению народного и аристократического.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. МарковРоссия
Марков Александр Викторович, доктор филологических
наук, профессор кафедры кино и современного искусства
125993, Москва
Список литературы
1. / Бесков А.А. Образ славянского язычества в российском кинематографе и на телевидении // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. № 4. С. 301–313.
2. / Борев Ю.Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970. 266 с.
3. / Борев Ю.Б., Радионова Т.Я. Интонация как средство художественного общения // Контекст: Литературнотеоретические исследования. 1982. М.: Наука, 1983. С. 224–244.
4. / Борев Ю.Б. Проблема происхождения литературы и искусства // Контекст: Литературно-теоретические исследования. 1984. М.: Наука, 1986. С. 58–82.
5. / Орлова Г.А. Бахтин на разные голоса: этнографические этюды об интонации // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2. № 4. С. 46–57.
6. / Орлова Г.А. Мобилизованная интонация // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2017. Т. 2. № 4. С. 58–82.
7. / Плужник В.В. Голос, текст и изображение в позднесоветском документальном кино: фильм Михаила Ромма «И всё-таки я верю…» // Артикульт. 2021. № 1(41). С. 68–79.
8. / Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Забытый золотой век: Ярослав Мудрый и Русь Ярослава – переосмысления XIX – начала XXI вв. // Русин. 2016. № 4. С. 26–43.
9. / Кохан Г. Наследникам Киевской Руси // Искусство кино. 1982. № 4. С. 97–99.
Рецензия
Для цитирования:
Марков А.В. Эстетик-византиец: Ю. Борев как актёр в фильме «Ярослав Мудрый» Г. Кохана. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(1):60-66.
For citation:
Markov A.V. Aesthetic byzantine: Yury Borev as an actor in the film “Yaroslav the Wise” by G. Kokhan. ARTE. 2023;(1):60-66. (In Russ.)