Жанр струнного трио в исторической ретроспективе
Аннотация
В данной статье осмысляется процесс становления струнного трио как типа ансамбля и как жанра камерно-инструментальной музыки. На основе анализа имеющихся музыковедческих исследований и систематизации разрозненной информации автором реконструируется путь от времени появления первых инструментальных ансамблей, их типизация в трио-состав через становление, развитие, расцвет и трансформацию жанра барочной трио-сонаты, оркестровых трио композиторов мангеймской школы– к выдающимся образцам трио классической эпохи (как струнному, так и фортепианному). Выявляется спад интереса к возможностям жанра в романтическую эпоху и его возрождение в творчестве композиторов XX столетия. Рассматриваются специфика монотембрового струнного ансамбля, выразительные возможности жанра струнного трио, особенности становления цикла и разнообразие его трактовок, условия бытования жанра в качестве специфической формы «экспериментальной» ансамблевой музыки как в классическую эпоху, так и в последующие.
Ключевые слова
Об авторе
Г. А. ГоловинаРоссия
Головина Галина Алексеевна, преподаватель
665717, Братск
Список литературы
1. / Бакуто С.В. Арканджело Корелли – Anfione нашего времени: монография. Красноярск: КГИИ, 2016. 292 с.
2. / Дворницкая А.В. Музыкальная культура Мангейма 1760–1770-х годов: поэтика жанров: Дис. … канд. искусствоведения; Российская академия музыки имени Гнесиных. М., 2018. 283 с.
3. / Евдокимова Ю. Становление сонатной формы в предклассическую эпоху // Вопросы музыкальной формы: сборник статей: вып. 2. М.: Музыка, 1972. С. 98–139.
4. / Епишин А. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. СПб.: Композитор, 2006. 148 с.
5. / Епишин А. У истоков инструментальной драматургии: трио-соната // OPERA MUSICOLOGICA: научный журнал Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. 2010. № 3 [5]. С. 49–85.
6. / Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века: ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007. 224 с.
7. / Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: ч. I: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 1996. 192 с.
8. / Конен В. Театр и симфония: роль оперы в формировании классической симфонии. М.: Музыка, 1975. 2-е изд. 376 с.
9. / Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: учебник. В 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1983. 2-е изд., перераб. и доп. 696 с.
10. / Петраш A. Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты // Вопросы теории и эстетики музыки: сборник статей: вып. 14. Л.: Музыка, 1975. С. 177–201.
11. / Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала XIX века: учебное пособие для студентов музыкальных вузов. М.: Музыка, 1979. 327 с.
12. / Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века. Страны Европы и Америки: Исследование. Л.: Советский композитор, 1986. 197 с.
Рецензия
Для цитирования:
Головина Г.А. Жанр струнного трио в исторической ретроспективе. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(1):14-19.
For citation:
Golovina G.A. The genre of string trio in historical retrospect. ARTE. 2023;(1):14-19. (In Russ.)