Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Образ горы в китайской пейзажной живописи шань-шуй в свете концепций даосизма и «пространственного искусства»

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей китайской пейзажной живописи шань-шуй в её связи с философско-эстетическими аспектами Дао и концепцией «пространственного искусства», выдвинутой искусствоведом Д. Саммерсом. Сквозь призму диалектических понятий «реальное пространство» и «виртуальное пространство» в работе многоаспектно осмысливается образ горы, являющийся, наряду с другими изображениями, константой, центральным элементом в традиционной китайской живописи шань-шуй. Задействуя различные картины художников в качестве примеров, в статье раскрывается уникальный статус горы, имеющий сакральное значение для древнекитайских авторов. Вместе с тем, изображение горных ландшафтов в работах живописцев выходит за пределы как религиозных, так и географических границ, отражая идею духовного осмысления трансцендентного. Образ горы становится своего рода порталом, ведущим в «виртуальное пространство» Дао. Материалы исследования позволяют прочертить новые ракурсы в изучении духовно-философских аспектов шань-шуй, одного из главных жанров пейзажной живописи Поднебесной.

Об авторе

Ли Сяопэй
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова; Институт Ван Цзян Аньхойского педагогического университета
Россия

Ли Сяопэй, аспирант 1-го года обучения; преподаватель

630099, Новосибирск

Уху, 230093, Китайская Народная Республика 



Список литературы

1. / Гэ Чжаогуан. История китайской мысли (Том 1). Шанхай: Издательство Фуданьского университета, 1998. 328 с. (на кит. яз.)

2. / Сун Чжимин. Онтологическая мысль китайской философии // Гуаншань. № 1. 2004. С. 120–143. (на кит. яз.)

3. / У Хун. Китайская живопись с древнейших времен до династии Тан. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2021. 352 с. (на кит. яз.)

4. / У Хун. Древнекитайское искусство в глобальном ландшафте. Шанхай: Саньлянь, 2017. 222 с. (на кит. яз.)

5. / Цзун Бин. Предисловие к «Живописи пейзажей». Юй Анлан, Народное издательство изобразительного искусства, 1989, 120 с. (на кит. яз.)

6. / Чэнь Чуньси. История китайской пейзажной живописи. Тяньцзин: Тяньцзиньское народное художественное издательство, 2010, 502 с. (на кит. яз.)

7. / Юань Кэ, Шанхай Цзин Школа. Шанхай, изд-во «Шанхай древних книг», 1980. (на кит. яз.)

8. / Bush S. “Tsung Ping's Essay on Painting Landscape and the 'Landscape Buddhist” // Theories of the Arts in China / Bush and Murck edd, N.J.: Princeton University Press, 1983. pp. 132–164.

9. / Ledderose L. (1983), “The Earthly Paradise: Religious in Chinese Landscape Art”, Theories of the Arts in China, Bush and Murck edd, N.J., Princeton University Press, pp. 165–183.

10. / Summers D. Real Spaces: World Art History and the Rise of Western Modernism. New York: Phaidon Press, 2003. 687 p.


Рецензия

Для цитирования:


Сяопэй Л. Образ горы в китайской пейзажной живописи шань-шуй в свете концепций даосизма и «пространственного искусства». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(3):74-81.

For citation:


Xiaopei L. Image of the mountain in the Chinese landscape painting Shan Shui in terms of concepts of Dao philosophy and “spatial art”. ARTE. 2022;(3):74-81. (In Russ.)

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)