Концепция игры в опере Дж. Верди «Фальстаф»
Аннотация
Актуальность предлагаемой статьи обусловлена современным научным контекстом, инновационным подходом к анализу драматургии. Автор показывает, что концепция игры является смысловым центром художественного процесса оперы «Фальстаф» Дж. Верди. Ранее это произведение не рассматривалось в данном ракурсе в отечественном и зарубежном музыкознании, что определяет научную новизну исследования. Раскрыто наличие игровых принципов Й. Хёйзинги: системы ролевых игр, игровой фантасмагории, взаимодействия пластов внешнего, внутреннего и символического действия, карнавальности, приёмов пародирования и гротеска, а также «театра в театре». Драматургия оперы соответствует игровой модели. Черты мистериальности претворены в итоговой хоровой фуге финала, являющейся формой высшего порядка и обобщающей тематические и драматургические процессы, в то время как из сценического пространства действие перемещается в пространство природного космоса, фантасмагории и сна.
Об авторах
А. Е. КисельРоссия
Кисель Ангелина Евгеньевна, студентка 2 курса специальности «Музыковедение»
344002, Ростов-на-Дону
Г. Е. Калошина
Россия
Калошина Галина Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки
344002, Ростов-на-Дону
Список литературы
1. / Аникст А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. 342 с.
2. / Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабло и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. литература, 1990. 543 с.
3. / Верди, Дж. Избранные письма / сост., пер., вступ. статья А.Д. Бушен. М.: Сов. Комп., 1972. 382 с.
4. / Калошина Г. Игровые модели в театре В. Моцарта и Р. Штрауса // Моцарт и моцартианство. М.: Изд. «Композитор», 2007. С. 144–160.
5. / Калошина Г. Принципы симфонизации в полижанровых сочинениях А. Онеггера. Ростов-н/Д.: РПО РГИПО, 2018. 208 с.
6. / Калошина Г. Разновидности процессов симфонизации во французской опере и оратории ХХ – начала ХХI века // Проблемы музыкальной науки. Уфа: УАИ, 2014/2(15). С. 42–48.
7. / Маяцкая И. Концепция игры в оперном творчестве Верди (на примере оперы «Бал-маскарад»). Рукопись. Ростов-н/Д.: РГК, науч. библ., 2016. 208 с.
8. / Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М.: Музыка, 1978. 308 с.
9. / Соловцова Л. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1986. 402 с.
10. / Шекспир У. Генрих IV. Генрих V. Виндзорские насмешницы. Собр. Соч. в 8 томах. Том 4. М.: Госиздат «Искусство», 1959.
11. / Хейзинга Й. Homo Ludus. М: «Прогресс-Академия», 1992. 458 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кисель А.Е., Калошина Г.Е. Концепция игры в опере Дж. Верди «Фальстаф». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(3):5-11.
For citation:
Kisel A.E., Kaloshina G.E. The concept of the game in the opera by J. Verdi’s “Falstaff”. ARTE. 2022;(3):5-11. (In Russ.)