Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Концепция игры в опере Дж. Верди «Фальстаф»

Полный текст:

Аннотация

Актуальность предлагаемой статьи обусловлена современным научным контекстом, инновационным подходом к анализу драматургии. Автор показывает, что концепция игры является смысловым центром художественного процесса оперы «Фальстаф» Дж. Верди. Ранее это произведение не рассматривалось в данном ракурсе в отечественном и зарубежном музыкознании, что определяет научную новизну исследования. Раскрыто наличие игровых принципов Й. Хёйзинги: системы ролевых игр, игровой фантасмагории, взаимодействия пластов внешнего, внутреннего и символического действия, карнавальности, приёмов пародирования и гротеска, а также «театра в театре». Драматургия оперы соответствует игровой модели. Черты мистериальности претворены в итоговой хоровой фуге финала, являющейся формой высшего порядка и обобщающей тематические и драматургические процессы, в то время как из сценического пространства действие перемещается в пространство природного космоса, фантасмагории и сна.

Об авторах

А. Е. Кисель
Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова
Россия

Кисель Ангелина Евгеньевна, студентка 2 курса специальности «Музыковедение»

344002, Ростов-на-Дону



Г. Е. Калошина
Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова
Россия

Калошина Галина Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки

344002, Ростов-на-Дону



Список литературы

1. / Аникст А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. 342 с.

2. / Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабло и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. литература, 1990. 543 с.

3. / Верди, Дж. Избранные письма / сост., пер., вступ. статья А.Д. Бушен. М.: Сов. Комп., 1972. 382 с.

4. / Калошина Г. Игровые модели в театре В. Моцарта и Р. Штрауса // Моцарт и моцартианство. М.: Изд. «Композитор», 2007. С. 144–160.

5. / Калошина Г. Принципы симфонизации в полижанровых сочинениях А. Онеггера. Ростов-н/Д.: РПО РГИПО, 2018. 208 с.

6. / Калошина Г. Разновидности процессов симфонизации во французской опере и оратории ХХ – начала ХХI века // Проблемы музыкальной науки. Уфа: УАИ, 2014/2(15). С. 42–48.

7. / Маяцкая И. Концепция игры в оперном творчестве Верди (на примере оперы «Бал-маскарад»). Рукопись. Ростов-н/Д.: РГК, науч. библ., 2016. 208 с.

8. / Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М.: Музыка, 1978. 308 с.

9. / Соловцова Л. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1986. 402 с.

10. / Шекспир У. Генрих IV. Генрих V. Виндзорские насмешницы. Собр. Соч. в 8 томах. Том 4. М.: Госиздат «Искусство», 1959.

11. / Хейзинга Й. Homo Ludus. М: «Прогресс-Академия», 1992. 458 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кисель А.Е., Калошина Г.Е. Концепция игры в опере Дж. Верди «Фальстаф». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(3):5-11.

For citation:


Kisel A.E., Kaloshina G.E. The concept of the game in the opera by J. Verdi’s “Falstaff”. ARTE. 2022;(3):5-11. (In Russ.)

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)